Бич
жандармов, бог студентов,



Желчь мужей,
услада жен —



Пушкин — в
роли монумента?



Гостя
каменного? — он,



Скалозубый,
нагловзорый



Пушкин — в
роли Командора?..




М. Цветаева




По-моему,
очень точно схвачен Мариной Цветаевой
образ поэта-мятежника, поэта-свободолюбца,
поэта пламенного гражданского
темперамента.



Началось
все с лицея. Для Пушкина лицей был не только
источником дорогих воспоминаний, но и
местом на земле, которое определило его
мировоззрение и убеждения. Одной из задач
преподавателей лицея было воспитание в
молодых людях чувства чести и гражданского
долга. Лицей дал России целую плеяду
революционеров и прекрасных поэтов. В лицее
Пушкин впервые начал задумываться о цели и
смысле своей жизни. Надо сказать, что, учась
в лицее, трудно было не стать вольнолюбивым
поэтом, потому что почти все его педагоги
были люди, близкие по своим взглядам к
революционным дворянским обществам.



Там же
друзьями будущего великого поэта стали
будущие Декабристы и будущие известные
поэты. Среди них — Пущин, Кюхельбекер,
Дельвиг. Атмосфера в лицее была весьма
свободной, и поэтическое братство
вырастало гармонично. Особенно напряженной
творческой и политической жизнью отмечены
петербургские дни поэта. Там Пушкин близко
сходится с декабристами — М. Луниным, М.
Орловым, И. Якушкиным. Тогда же укрепляется
дружба поэта с Чаадаевым.



Но,
симпатизируя декабристам, Пушкин, на мой
взгляд, придерживался несколько иных
взглядов. Как сейчас принято говорить,
Пушкин, несмотря на все свое вольнодумие,
оставался законопослушным гражданином. Он
не представлял себе революцию как
хаотическую борьбу со всем старым. По его
разумению, все должно было происходить в
законных границах.



Увижу ль, о
друзья, народ неугнетенный



И Рабство,
падшее по мании царя,



И над
отечеством Свободы просвещенной



Взойдет ли
наконец прекрасная заря?



Как видим,
поэт считал, что процесс освобождения
должен исходить от верхов, а не от низов. Я
понимаю это как цивилизованные формы
внедрения общественных и политических
свобод, без кровопролития.



Сейчас
трудно сказать, кто был больше прав, но и
Пушкин, и декабристы, и каждый прогрессивно
мыслящий человек того времени сделали для
России великое дело: приблизили ее к
цивилизованному миру.



После
подавления восстания декабристов Пушкин не
отрекается от своих друзей и
единомышлецников. Он поддерживает связь со
ссыльными. Пишет им в Сибирь письма со
стихами. Поддерживает их дух:



Оковы
тяжкие падут,



Темницы
рухнут — и свобода



Вас примет
радостно у входа,



И братья
меч вам отдадут.



Но Пушкин
был потрясен, узнав о казни пятерых
декабристов. Рисунок виселицы стал часто
появляться в его черновиках. Поэт явно не
ожидал от царя такого поступка. Видимо, с
той поры царь перестал быть для него
запретной для критики фигурой. Он желает
краха самовластью:



Товарищ,
верь: взойдет она,



Звезда
пленительного счастья,



Россия
вспрянет ото сна,



И на
обломках самовластья



Напишут
наши имена!



Это не
замедлило сказаться на отношении к поэту
государственных чиновников и царя.
Началась травля гения бездарностями от
власти.



Как мы
знаем, отношениям этим никогда больше не
суждено было потеплеть. Они грубым образом
вторглись и в личную жизнь поэта, разметав
его человеческий дом, лишив покоя на родной
земле и в конце концов поставив великого
поэта под дуло пистолета.



Очевидцы
свидетельствуют, что на смертном одре
последние прощальные слова Пушкина были
обращены к книгам, но, мне кажется, это было
более прощание с Отечеством, лучшие образцы
мыслей и духа которого были хранимы этими
книгами. Друзья стояли рядом. Никто не
обиделся и не удивился. Пушкин заслужил
право и на эту последнюю для него на земле
вольность.

Похожие сочинения

  1. Тема исторического прошлого родины в произведениях Пушкина
    Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина и как поэта, и как прозаика. Им были созданы такие произведения, как «Песнь о вещем Олеге», «Бородинская годов щина», «Полтава». «Медный всадник». «Борис Годунов». «История Пугачевского бунта»...смотреть целиком
  2. А. С. Пушкин и Москва
    С Москвой были связаны у Пушкина самые первые, самые живые и яркие "впечатленья бытия". Здесь он родился, здесь провел годы детства. Москва того времени удивляла современников "странным смешением древнего и новейшего зодчества",...смотреть целиком
  3. Тема жизни и смерти в лирике А. С. Пушкина
    В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия. Эволюция мировоззрения, восприятия...смотреть целиком
  4. «Торжественный покой» в поэзии Пушкина
    "Торжественный покой" - это качество святого духовного мира, обладающего способностью освящать "все причастное ему и из него вытекающее"8, то есть организовывать вокруг себя жизненное пространство. Действительно, пейзаж "кладбища...смотреть целиком
  5. ТЕМА ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА
    Чувство дружбы у Пушкина - это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода.Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. В лицейский период,...смотреть целиком
  6. Герой и время в литературе XIX века
    Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитанъем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. А. С. Пушкин Александра Сергеевича Пушкина еще при жизни называли «солнцем русской поэзии», признавая его талант и заслуги перед отечественной литературой....смотреть целиком
  7. ПУШКИН О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ
    На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою. А.С. Пушкин Каждого поэта на протяжении жизьни, и особенно в зрелые годы, волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал роль...смотреть целиком