Создавая «Бориса Годунова», Пушкин опирался в основном на определенный источник - только что вышедшие перед этим и являвшиеся последним словом изучения данного исторического периода X и XI тома «Истории Государства Российского» Карамзина. Пушкин переосмыслил в духе своих передовых взглядов консервативно-монархическую концепцию Карамзина, по со стороны самого исторического материала, стороны фактической, он почти полностью следовал Карамзину. Отсюда абсолютно неправильное, но характерное ощущение современников, которым показалось, что перед ними переложение в стихи карамзинской исторической прозы. Когда тремя годами позднее Пушкин писал второе завершенное историческое произведение - поэму «Полтава».

И вот для того, чтобы написать свой роман, Пушкин решается сам непосредственно освоить и подготовить необходимый исторический материал. Он не только знакомится со всей печатной литературой о Пугачеве и на русском и на иностранных языках, но и производит специальные архивные разыскания, старательно выискивает рукописные материалы, находившиеся в частных руках, и даже сам способствует созданию новых материалов, обращаясь к современникам-очевидцам - от старика Крылова, мальчиком пережившего осаду Оренбурга Пугачевым, до Старика И. И. Дмитриева, присутствовавшего при казни Пугачева, - с просьбой поделиться с ним своими воспоминаниями.

Мало того, Пушкин, как мы знаем, предпринимает специальную поездку на места исторического действия своего произведения: в Поволжье, в оренбургские степи, объезжает, как он сообщает в своих письмах этого времени, окрестности, осматривает места сражений, расспрашивает, описывает, «возится» со стариками, лично знавшими Пугачева, собирает фольклор о Пугачеве - устные рассказы, предания, песни. Но и этого мало. Для того чтобы создать художественное произведение из эпохи Пугачева, писатель-художник Пушкин становится историком-исследователем - принимается за написание специального труда по истории Пугачева. И только тогда, когда весь доступный Пушкину исторический материал был полностью им освоен и проработан, когда в результате этого был написан и опубликован его собственный исторический труд, имевший для своего времени серьезное’ научное значение, лишь после всего этого Пушкин приступает к завершающей работе над своим романом, который он в течение нескольких лет обдумывал, вынашивал и писал.





Но Пушкин-историк Пушкина-художника не подвел. Единственная глава романа - «Пугачевщина», в которой говорится об исторических событиях художественно показываемой эпохи, начинается словами Гринева: «Прежде нежели приступлю к описанию странных происшествий, коим я был свидетель, я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце 1773 года».

И Пушкин-Гринев полностью сдерживает свое обещание: это историческое отступление от романического повествования он делает буквально в нескольких словах - в объеме всего двух небольших абзацев. Причем подобное отступление делается один-единственный раз на протяжении всей «Капитанской дочки». Зато последняя раз в восемь меньше огромного произведения Манцони, что не помешало Пушкину в рамках всего лишь пяти листов развернуть содержание большого исторического романа, «Онегина в прозе», по выражению Белинского (VII, 577), то есть произведения, подобно пушкинскому роману в стихах, дающего художественную энциклопедию русской жизни второй половины восемнадцатого века.

Одной из причин того, что, продолжая в тридцатые годы писать стихами, Пушкин начинает писать - и чем дальше, тем все более - прозой, была гораздо большая доходчивость прозаических, повествовательных жанров до самых Широких читательских кругов. Поистине всеобщая, подлинно народная доступность произведений Пушкина обусловлена теми в существе своем глубоко демократическими принципами - краткости, ясности, простоты, - которыми неизменно руководился он в своем художественном творчестве.

Эти демократические стилевые принципы явились одной из важнейших основ, заложенных Пушкиным в национально русское искусство слова и обеспечивших народность всех великих созданий русской классической литературы. Мечтая об искусстве будущего, искусстве действительно всего народа, Л. Н. Толстой писал, что форма его будет такая, «которая была бы доступна всем людям», - и условиями этой доступности считал все те же три - пушкинские - принципа: «ясность, простоту и краткость»