Отечественная война 1812 г. нашла живой отклик в литературе тех лет. Патриотические настроения и темы войны 1812 г. получили непосредственное отражение в ряде басен Крылова. Под впечатлением Бородинского боя Жуковский создает известную оду «Певец во стане русских воинов», в которой прославляет замечательных русских полководцев. Участник войны с Наполеоном, Батюшков в стихотворном послании «Дашкову» (1813) заявляет, что он не хочет воспевать «любовь и радость... беспечность, счастье и покой» до победы над врагом. Национально-патриотический подъем, вызванный войной 1812 г., отразился в стихотворениях и песнях Дениса Давыдова, в «Письмах русского офицера» Федора Глинки. Эти произведения пробуждали у лицеистов патриотические чувства.

Другим явлением русской жизни, определившим духовное и нравственное развитие Пушкина, было начавшееся в годы его пребывания в лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи, которое в дальнейшем вылилось в движение декабристов. Уже в лицее Пушкин проникается вольнолюбивыми идеями, которые находили благодатную почву среди лицейской молодежи. На развитие свободомыслия Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей XVIII в. В духе философии XVIII в. Пушкин преклоняется пред «ума светильником», «гордым разумом»

Встречи с офицерами стоявшего с осени 1814 г. в Царском Селе гусарского полка способствовали знакомству лицеистов с политическими новостями, с запрещенной литературой. Беседы с П. Я. Чаадаевым, ставшим другом Пушкина, обогащали духовный мир поэта, расширяли его политический кругозор. По-видимому, Пушкин, как и Кюхельбекер и Дельвиг, бывал в кружке Бурцева — «Священной артели» — преддекабристской организации среди офицеров в Царском Селе. Именно в ту пору лицей приобрел репутацию рассадника свободомыслия. В поданном Булгариным Николаю I вскоре после восстания декабристов доносе на лицей указывалось, что лицеисты «начали получать идеи либеральные, которые кружились в свете... что тогда было в тоне посещать молодых людей в лицее... В лицее начали читать все запрещенные книги, там находился архив всех рукописей». Говоря о «лицейском духе», доносчик указывал, что интересы и разговоры большинства лицеистов имеют «направление политическое» и что преподаватели «даже затруднялись с юношами», которые! «делали им беспрестанно свои вопросы, почерпнутые из политических брошюр и запрещенных книг. Весьма вероятно, — отмечает осведомитель, — что составившееся в 1816 году тайное общество... имело умышленное и сильное влияние на лицей». Несомненно, прежде всего Пушкин и его вольнолюбивые друзья Пущин и Кюхельбекер стояли перед глазами Булгарина, когда он писал о «лицейском духе».





Волнующими и радостными были для Пушкина русские победы над Наполеоном, завершившиеся взятием Парижа. «...Клики, торжествующие и победные, поразившие его еще в детстве, в 1813 и 1814 году отзывались в его душе...» — верно замечает Герцен. Глубокое патриотическое чувство, свободомыслие и страстное жизнелюбие в единстве своем определили пафос лицейского творчества.

Пушкин вступает в русскую литературу в момент столкновения и борьбы различных литературных течений: ломались привычные исторические каноны и традиции, на смену относительной устойчивости классицизма в литературе XVIII в. приходит пора брожения и новых литературных исканий, приведших в итоге к возникновению реализма.
Большое общественное содержание и гражданский пафос, разрыв с богословием, преклонение перед силой человеческого разума, развитие таких художественных форм (трагедия, комедия, эпопея и др.), которых не было в литературе допетровской Руси, понимание искусства как «подражания природе» и обращение к античным образцам, требование ясности поэтической мысли и стиля, многообразие жанров дали классицизму возможность сыграть положительную роль в развитии русской литературы. Но отвлеченный, неисторический характер художественного мышления, нормативная, постепенно ставшая догматической эстетика, недооценивавшая индивидуальное в искусстве, связывавшая свободу творчества, недостаточное внимание к социальным и бытовым явлениям жизни, рационализм и отвлеченность в изображении человека и его внутреннего мира, сильное развитие риторического стиля — все это постепенно повело к крушению авторитета классицизма.

Похожие сочинения

  1. Пушкин - наше все.
    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее,...смотреть целиком
  2. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  3. ПОЭЗИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА
    В сороковые годы девятнадцатого века В. Г. Белинским был написан цикл статей "Сочинения Александра Пушкина", состоящий из одиннадцати статей. Пятая статья посвящена лирике Пушкина. "Тайна пушкинского стиха была заключена...смотреть целиком
  4. Лирический герой в произведениях русских поэтов
    Ранняя лирика Пушкина, передавая, переживания самого поэта, в то же время создает образ не только гениального юноши поэта, но типического представителя передовой дворянской молодежи того времени, выраставшего и духовно формировавшегося в раскаленной...смотреть целиком
  5. А.С. Пушкин на Кавказе: Видел я берега Кубани
    На долю поэта выпала задача огромной культурно-исторической важности, казалось бы, непосильной для одного человека, но гигант Пушкин с этой задачей справился блестяще, ибо творческий путь его был стремителен и плодотворен. Первое стихотворение Пушкина...смотреть целиком
  6. ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
    Конфликт личности и государства во все времена неизбежен. Поэтому взаимоотношения личности с властью беспокоили людей всегда. Одним из первых эту тему в литературе поднял Софокл в V веке до нашей эры. Проблема эта оставалась актуальной и во времена...смотреть целиком
  7. Пушкин о назначении поэта и поэзии  Новое!
    Каждый поэт рано или поздно вынужден решить для себя вопрос: что есть поэзия, в чем ее предназначение, и чем поэт отличается от обычного человека. Тема поэта становится принципиальной для всего творчества Пушкина еще и потому, что сам он занимает в русской...смотреть целиком