Пушкин - великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Лев Толстой. Поэзия Пушкина явилась воплощением свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманных чувств русского народа, его могучих творческих сил. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения своего времени. Плодотворное влияние Пушкина сказалось во всех областях русской культуры.

Творчество Пушкина завершает процесс развития русской литературы и русского литературного языка XVIII - начала XIX столетия. Вместе с тем гений Пушкина стоит у истоков русской литературы, он - основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка. Величие Пушкина как поэта признано всем миром.

Изучение творчества Пушкина. История изучения творчества Пушкина в своих истоках начинается в лицейские годы поэта, когда друзья выделили его и назвали «корифеем», русским Парни и Петраркой, современным Бонном. В особенности романтические поэмы и вольнолюбивая лирика позволили прогрессивной критике 20-х годов, именно декабристской, осознать Пушкина как выдающееся явление в русской поэзии, как новатора. Хотя самобытность его романтизма еще не была в то время осмыслена ни И. В. Киреевским, ни Н. А. Полевым, ни Н. И. Надеждиным, изучавшим творчество Пушкина. Преувеличение связей с байронизмом, непонимание новых, реалистических принципов творчества, нового типа народности, критика оппозиционных настроений - типичные ошибки литературно-критического осознания творчества Пушкина в 30-х годах.

Наиболее решительно осудил заблуждения консервативной и реакционной критики В. Г. Белинский, увидевший взлет поэзии Пушкина в его переходе к реализму, считающий вершинами «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина», отказавшийся от примитивного отождествления народности с простонародностью, увидевший у Пушкина не байронический скептицизм, а жизнеутверждающее мировоззрение, высокую гуманность, не подражательность, а самобытность, широкий творческий диапазон - единение реальной и идеальной, поэзии. Хотя Белинский недооценил прозу Пушкина, его сказки, он в целом верно очертил масштаб творчества писателя как средоточия литературных достижений и новаторских начинаний, определяющих дальнейшие пути развития русской литературы в XIX в.

Высокая оценка наследия классика, благодаря трудам прежде всего Белинского, утвердилась в русском литературоведении. Однако во второй половине века развернулась борьба двух противоположных идеологических тенденций в осмыслении пушкинского наследия: революционно-демократической и консервативной. Теоретики «чистого искусства» в лице П. В. Анненкова (автора ценного по своим фактическим материалам биографического труда о Пушкине), А. В. Дружинина стремились представить Пушкина как родоначальника «чистого искусства», а для этого акцентировали в его наследии взятые вне социально-исторического и литературного контекста декларации о поэте и толпе, противопоставляя Пушкина Гоголю и его школе.

Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в борьбе за подлинного Пушкина поддерживали Белинского, однако антропологизм Чернышевского, отсутствие осознания вольнолюбивой поэзии в полном объеме (многое не было напечатано или искажено цензурой) имело следствием ошибки критиков, недооценивших глубину народности пушкинских произведений, находящих дань природному аристокра-гизму в ряде произведений, в частности о поэте и поэзии. Подобные ошибки допускал крупнейший представитель культурно-исторической школы А. Н. Пыпин. В пылу полемики, борясь за демократизм нового типа, связанный с разночинской «базаровской» идеологией, впадал в разоблачительный тон по отношению к Пушкину Д. И. Писарев.




В конце XIX - начале XX в. официальной наукой Пушкин был признан классиком, его произведения были включены в школьную программу и на них накладывали «хрестоматийный глянец». Декадентская литературная критика стремилась сделать Пушкина себе подобным: идеалистом-мистиком, «аристократом духа», отвернувшимся от народного «варварства».


Однако уже в дореволюционные годы начала складываться пушкинистика как выделившаяся область историко-литературной науки. Труды таких пушкинистов, как П. Е. Щеголов («Зеленая лампа», «Пушкин в политическом процессе 1826-1828 гг.», «Дуэль и смерть Пушкина»), Б. Л. Модзалевский (подготовивший издания дневников и писем поэта), Н. О. Лернер (автор летописи жизни и творчества поэта - «Труды и дни Пушкина»), не утратили научного значения и для нашего времени в силу того, что ученым удалось собрать большой фактический материал.

С первых лет власти пушкинистика сделалась одной из ведущих, главных областей литературоведения. Перед учеными стояла задача осмысления классика на основе новой, марксистско-ленинской методологии. В выработке новых исходных принципов основополагающую роль сыграли труды Писарева о литературе, его конкретные суждения, а также статьи о Пушкине, написанные Г. В. Плехановым, А. В. Луначарским. Изживались субъективно-идеалистические, формалистические, вульгарно-социологические ошибки, определялись основные направления исследования наследия корифея.

В Институте русской литературы (Пушкинском доме) была создана Пушкинская комиссия, возглавляемая на протяжении многих десятилетий акад. М. П. Алексеевым, организующая изучение творчества Пушкина и координирующая деятельность пушкинистов. Были проведены текстологические работы в связи с подготовкой к печати подлинного Пушкина, освобожденного от цензурных и редакторских искажений, были опубликованы ранее не издававшиеся его сочинения.

Новое издание 1982 года в 10 томах с примечаниями Д. Д. Благого и Т. Г. Цявловской. Были освоены новые архивы, хранящие сочинения Пушкина. Началось издание фундаментальных коллективных трудов «Пушкин. Исследования и материалы», «Временник Пушкинской комиссии», подготовлены тома «Литературного наследства», посвященные писателю. Названные труды включают в себя обобщающие, итоговые работы, проблемные и дискуссионные статьи, сообщения о новых находках и первых результатах их исследования, библиографические и историографические сведения.

В центре внимания пушкинистов были кардинальные проблемы мировоззрения Пушкина, общественно-исторического значения его творчества. Особенно выделилась проблема «Пушкин и декабристы», которая оказалась в центре внимания не только литературоведов (Б. В. Томашевского, Б. С. Мейлаха, С. М. Петрова и др.), но и историков (М. В. Нечкиной, В. В. Пугачева, Н. Я. Эйдельмана и др.). Переосмыслению подвергнуты были мировоззренческие позиции Пушкина после разгрома декабризма, была доказана мысль о прочности идейных связей поэта с русским освободительным движением первого этапа, одновременно были определены и линии расхождений Пушкина с декабристами, и превосходство писателя над ними в глубине исторического мышления.

Особенность пушкинистики - в большом авторитете, как бы обаянии этой области науки, которая настолько увлекает ученого, однажды прикоснувшегося к ней, что на протяжении всей жизни он остается в пушкинистике. Д. Д. Благой, начавший свое изучение Пушкина еще в 30-х годах, в 1979 г., издав итоговый труд «Душа в заветной лире», назвал его своей «десятой» пушкинской пятилеткой. Подобным образом целая жизнь оказалась связана с Пушкиным таких ученых, как М. П. Алексеев, С. М. Бонди, Н. В. Измайлов, Б. С. Мейлах, Б. В. Томашевский и др. Эволюция пушкинистики- это во многом развитие их научных идей и подходов.

Похожие сочинения

  1. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  2. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  3. Моё отношение к творчеству Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин – великий национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одарённость, могучая творческая сила. Одной из отличительных...смотреть целиком
  4. Природа в поэзии Пушкина
    Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его поэтом. А. С. Пушкин открывает нам неповторимую...смотреть целиком
  5. "Отечество нам Царское село"
    В 1811 году Пушкин поступил учиться в Царскосельский лицей. Годы учебы сыграли немаловажную роль в становлении молодого поэта. Весь сложный путь зарождения его гениальности отразился в лирике этого периода. В Царскосельском лицее поэт пережил и грозные...смотреть целиком
  6. А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии
    Тема поэта, его назначения и судьбы занимает важное место в творчестве классиков русской литературы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. На протяжении всей своей жизни они размышляли над этой проблемой, и поэтому образ поэта, стихотворца у них не является...смотреть целиком
  7. Романтизм в лирике Александра Пушкина  Новое!
    В каждую эпоху общество устанавливало для себя критерий, по которому можно было оценить любого человека. В античном мире это была красота физическая (вспомнить хотя бы скульптуры того периода – они всегда изображали обнаженных, физически развитых людей);...смотреть целиком