Борьба есть
условие жизни: жизнь умирает, когда
оканчивается борьба.




В.Г.
Белинский




Пушкин
сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше
сознание с самого детства через чудесные
сказки о золотой рыбке, об озорном
работнике Балде, о синем Лукоморье с
морскими богатырями. В юности Пушкин
приходит к нам через школу. Он пробуждает
стремление к высокому, любовь “к святой
вольности”, желание посвятить Отчизне “души
прекрасные порывы”. Мир поэта огромен. Все
было предметом его поэзии. Мы узнаем
неповторимые черты природы и русской жизни,
мы открываем для себя Родину, воспитываем в
себе любовь к ней, становимся душевно
богаче и нравственно чище, читая Пушкина.



Судьбы
людей всегда волновали Пушкина. В центре
творчества поэта - жизнь его современников,
страдания, выпавшие на долю тех, кто
беззаветно боролся за свободу. Он умел в
самый нужный момент помочь людям обрести
веру в будущее. Одной из главных тем у
Пушкина является тема свободы. Следуя
традициям русской поэзии, Пушкин пишет оду
“Вольность”. Поэт мечтает о свободе,
закрепленной в законе, Конституции:



Хочу
воспеть Свободу миру,



На тронах
поразить порок.



Вслед за “Вольностью”
Пушкин пишет “К Чаадаеву”. Стихотворение
написано в духе дружеского послания. Пушкин
говорит о том, что юношеские мечты, надежды
не сбылись, “исчезли юные забавы, как сон,
как утренний туман”. Но стремление к новой
жизни не умерло в душе поэта. Он зовет за
собой Чаадаева не падать духом, посвятить
Отчизне “души прекрасные порывы”:



Товарищ,
верь: взойдет она,



Звезда
пленительного счастья,



Россия
вспрянет ото сна,



И на
обломках самовластья



Напишут
наши имена!



В
стихотворении “Деревня” поэт в уединении
на лоне прекрасной природы. Мы вместе с ним
видим тихую и спокойную жизнь в деревне,
дышим свежим воздухом, любуемся темным
садом “с его
прохладой и цветами”. Не давая до конца
насладиться великолепным видом, который
открывается перед нашим взором, поэт
показывает совсем не то, о чем мы мечтали, а
жизнь трудового крестьянства: его нищету,
бесправие, жестокую эксплуатацию:



Но мысль
ужасная здесь душу омрачает:



Среди
цветущих нив и гор



Друг
человечества печально замечает



Везде
невежества убийственный позор.



Царящий в
деревне произвол ярким контрастом
отличается от красоты природы. Пушкин дает
понять, что существующий строй дик,
бесчеловечен. Счастье человек может
достичь только в свободном обществе.



После
поражения декабристов Пушкин не порвал
связей с прежними друзьями, с семьями
сосланных в Сибирь. “Во глубине сибирских
руд...” посвящено декабристам, осужденным
на каторгу. Дело, начатое декабристами, не
пропало даром, продолжатели их идей
осуществляют мечту о счастье, о свободе:



Оковы
тяжкие падут,



Темницы
рухнут — и свобода



Вас примет
радостно у входа,




И братья
меч вам отдадут.



В
стихотворении “Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...” сюжет составляет судьба
Пушкина, осмысленная на фоне исторического
движения. В стихотворении мы видим тяжкие
раздумья о жестокости века, об отношениях с
царем, о недостижимом счастье свободы.
Стихотворение полно горького предчувствия
скорой гибели, гордого презрения к хвале и
клевете, веры в могущество поэтического
слова, безмерной любви к России. В нем —
сознание выполненного долга перед народом.
Великий гений — голос народа, его пророк.
Пушкин надеется, что поэзия станет
достоянием народа: “Слух обо мне пройдет по
всей Руси великой...” Поэт жил страданиями
Руси, ее славой, успехами и болью и был
счастлив, что ему открылась народная
мудрость. Он гордился тем, что его
поэзия
была свободной и взывала к свободе. Пушкин
утверждает единство народных и личных
идеалов:



И долго
буду тем любезен я народу,



Что чувства
добрые я лирой пробуждал,



Что в мой
жестокий век восславил я Свободу



И милость к
падшим призывал.



Слово “свобода”
включает политическую и духовную свободу,
свободу от рабства и от сословных,
религиозных, национальных и иных
предрассудков. “Милость к падшим” — это о
декабристах. Но слова Пушкина получили
более широкий адрес — это и о крепостных
крестьянах, и о замученных солдатах, и о
простом городском люде. Памятнику
самовластия Пушкин противопоставляет свой
памятник. Его памятником, который “вознесся
выше... главою непокорной Александрийского
столпа”, была вольнолюбивая, мятежная,
исполненная любви к человеку поэзия. “Памятник”
Пушкина — подвиг поэта, запечатлевший всю
красоту его личности.