В траурные дни гибели Пушкина , когда толпы народа еще не отхлынули от особняка на Мойке, обе столицы облетели гневные и трагические строки : Погиб поэт! - невольник чести - Пал, оклеветанный молвойЕ Так Россия обрела нового великого поэта -Михаила Юрьевича Лермонтова . Обрела , чтобы через четыре года оплакать его гибель . Судьба Лермонтова - страшная трагедия русской литературы. Его талант, его огромный дар не успел себя . Поэтический мир М.Ю. соотносится с пушкинским. В раннем периоде творчества он подражает великому предшественнику , в зрелом же постоянно спорит с ним и их голосами спорят две России- додекабристская и николаевская. Спорят два типа мировосприятия . Пушкин устремлен к дому , к теплу, уюту, его ценности в человеческой жизни. Любовь к родине - любовь к родному очагу , Михайловскому, куда так стремился поэт. Все это чуждо Лермонтову. Судьба с младенчества складывалась так, что дома не было . Ранняя смерть матери , вынужденная разлука с отцом заставляли чувстовать себя бездомным. События внешней жизни усилили трагедию разрушенного дома и невозможностью счастья. В основе его поэзии - тема одиночества , разобщенности людей . Его герой говорит особым языком, в котором слово \"любовь\" означает измену, \"дружба\" - предательство, \"надежда\"- иллюзию . Он стоит один под резким и холодным ветром эпохи . Ни на кого не надеясь и не от кого не ожидая сочувствия . Он один против множества , бессилен против силы. Но не сломлен , не отказался от борьбы , хотя понимает и безнадежность . Он вечный странник во времени и пространстве. Стихи Лермонтова - это почти всегда напряженный монолог , искренняя исповедь. Образ поэта в лирике М.Ю. Л. - это образ художника -пророка, одушевленного божественным \"глаголом\". Он обречен на непонимание , бесславный конец или трагическую гибель, потому что вовлечен в роковые конфликты . Стихотворение \"Смерть поэта\" принесло автору широкую известность . Оно выражает глубокое потрясение от извкстия о гибели Пушкина.


Он одинок , устремлен к высокому идеалу , полон достоинства , свободы , смелости . Поэт восстал против судьбы и погиб в этой борьбе . Свет , противостоящий поэту , - это молва , общества , несовершенный земной мирю. Поэт оклеветан , его жизнь сопровождают \"мелочные обиды\" , гонения , пустые похвалы , клевета , ложь, коварство. В последних строках выносится главное обвинение палачам поэта , стоящим \"у трона\" . Лирический герой обвиняет их в том , что они допустили убийство , стали палачами \"свободы, гения и славы\" . Личность художника , восставшего \"против мнения света\", в этом стихотворении необычайно возвышается . В стихотворении \"Поэт\" Лермонтов сравнивает кинжал, превратившийся в \"игрушку золотую\", с положением поэта в \"век изнеженный\". Когда-то кинжал \"звенел в ответ речам обидным\". Теперь он лишен смысла своего существования . Кинжал богато украшен , но стал бессславным предметом. Таков и поэт. В прошлом поэзия была оружием , имевшим власть над людьми. Поэт должен выражать \"мысли благородные\", разоблачать \"блестки и обманы\" современности . Стихотворение заканчивается вопросом , в котором звучит и негодование , и призыв к действию: \"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?\" Стихотворение Лермонтова \"Пророк\" как будто продолжает одноименное пушкинское стихотворение . Намерение пророка следовать божьей воле разбивается о людское непонимание . В их глазах он читает только злобу и порок. Лирический герой бежит в пустыню. Он понятен для всей природы . Пророка слушают звезды, ему покорна \"тварь земная\" , со всем миром природы он находится в гармонии. Но его ученья , чистые порывы не трогают сердца людей. Он не в силах победить злобу и остаётся гордым , непобежденным среди враждебного мира. В огромный век , госящий разум , волю, Лермонтов владел гордым сердцем , пылкостью чувств. И стремился возвратить миру утраченную им гармонию , красоту, силу любви.

Похожие сочинения

  1. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  2. Пушкин - наше все.
    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее,...смотреть целиком
  3. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  4. Природная лирика Пушкина.
    " Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…" Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой...смотреть целиком
  5. Личность и история в творчестве А. С. Пушкина
    Одними из первых начали проявлять интерес к истории романтики, что было обусловлено их стремлением отвлечься от настоящего, его проблем и перенестись в другой, неведомый мир, который привлекал своей непознанностью, загадочностью, где, по мнению романтиков,...смотреть целиком
  6. Лирические мотивы в произведениях Пушкина  Новое!
    Сочинение по сказкам А.С. Пушкина. В большинстве сказок Пушкина мы встречаем активно действующего положительного героя, побеждающего злые силы. Там же, где этого героя нет, Пушкин находит другой путь воплощения извечной оптимистической идеи народной...смотреть целиком
  7. Писать о Пушкине значит писать о целой русской литературе  Новое!
    В своем идейном и художественном росте Пушкин прошел через все основные стадии, через которые прошла духовная жизнь передовых кругов русского общества конца XVIII - первых десятилетий XIX в., с тем чтобы возглавить дальнейшее движение литературы вперед. Пушкин...смотреть целиком