Творчество А. С. Пушкина, величайшего русского поэта, составило целую эпоху в развитии нашей культуры. В личности поэта воплотилась духовная мощь нашего народа, его свободолюбие, многосторонняя одаренность и могучая творческая сила. Он выступает и как лирик, и как драматург, и как писатель, широко и глубоко освещавший жизнь человеческого общества и внутренний мир человека. Поэт стал выразителем передовых взглядов своего века, певцом поэтических свобод. Будучи автором пламенных гражданских стихов, горячо откликаясь на жгучие вопросы современности, Пушкин всегда оставался \"художником\", облекая свои свободолюбивые идеи в замечательную художественную форму. Для подтверждения этого обратимся к его творческой биографии. Родившись в семье, где интересовались литературой и театром, которую посещали лучшие писатели того времени, с самого малолетства Пушкин невольно вошел в литературный круг родительского дома. Огромную роль в жизни будущего поэта сыграла простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница неисчерпаемых запасов народных сказок и песен. Ей, своей няне, Пушкин впоследствии посвятил прекрасные строки:


Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!


Особое место в жизни поэта заняли годы, прожитые в лицее. Под влиянием дружеских бесед, прогулок по садам, впечатлений от искусства и природы Царского Села раскрылся его поэтический талант. Лицей подарил Пушкину красоту мира, любовь к родной земле, друзей. Вот, например, что Пушкин написал о Дельвинге:


Дай руку, Дельвинг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.


Именно в лицее юный поэт познал всепоглощающую силу первой любви:


Вот страсть, в которой я сгораю!..

Я вяну, гибну в цвете лет,

Но исцелиться не желаюЕ


Все это наполнило душу светлым, радостным чувством, которое не угасло в его творчестве никогда. Вольнолюбие Пушкина с особой силой проявилось в первые годы после окончания лицея. В Петербурге поэт ощутил полноту жизни, с увлечением отдался искусству, сблизился с передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи. Одними из самых смелых и значительных стихотворений этих лет являются ода \"Вольность\", стихотворение \"Деревня\" и \"К Чаадаеву\". Петербургский период жизни и творчества закончился созданием поэмы \"Руслан и Людмила\", в которой отразилась жизнерадостность поэта, его вера в победу справедливости, добра и красоты. Жизнь на Кавказе и в Крыму ускорило творческое развитие Пушкина. Живые и разнообразные южные впечатления широко вошли в его стихотворения и поэмы. Дружественная атмосфера и романтические настроения способствовали плодотворной работе. На юге Пушкин создал несколько поэм (\"Кавказский пленник\", \"Братья-разбойники\", \"Бахчисарайский фонтан\"), начал писать \"Цыганы\" и роман в стихах \"Евгений Онегин\". Осенью 1824 г. Пушкин простился с южным краем России чудным своим стихотворением \"К морю\":

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордую красой.


За южной ссылкой последовало второе изгнание. Пустота и однообразие деревенского быта в Михайловском действовали на Пушкина угнетающе, поэтому творчество его было первоначально проникнуто глубокой печалью. Прилив творческого вдохновения наступил после приезда в Михайловское его лицейских друзей. Лирическим шедевром этого времени явилось знаменитое стихотворение \"К***\", положенное впоследствии на музыку Глинки:


Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.



В это же время Пушкин философски обобщил смысл жизни и творчества. Могучее возрождение души, сознание полноты и зрелости его духа воплотились в стихотворении \"Пророк\". Но наиболее значимым произведением поэта, целиком написанном в Михайловском, явилась историческая трагедия \"Борис Годунов\". Нельзя не сказать о жизни поэта после ссылки. Приезд Пушкина в Москву был воспринят современниками как важнейшее событие в жизни общества, а знакомство с семнадцатилетней Натальей Гончаровой на одном из обычных московских балов перевернуло всю его жизнь. Эта юная красавица воплотила в себе предел поэтических мечтаний:


Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.

Чистейший прелести чистейший образец!


Возвратившись в Петербург, Пушкин объединился со своими лицейскими друзьями с целью создания \"Литературной газеты\". Получив согласие на брак с Н. Гончаровой, он принял решение ехать в Болдино, чтобы войти во владение имением. Нужно сказать, что пребывание в Болдино отмечено невиданным взлетом пушкинского гения: здесь он закончил роман \"Евгений Онегин\", написал \"Повести Белкина\", \"Историю села Горюхина\", несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем \"маленькими трагедиями\", продолжил лирическую драму \"Русалка\". После венчания в Москве Пушкин вместе с женой переехал в Петербург, где усердно работал над большими прозаическими произведениями (роман \"Дубровский\", повесть \"Пиковая дама\", повесть \"Капитанская дочка\"). Последние годы жизни поэта не были радостными: светское общество не смогло простить его гениальности. Пушкина травили черной завистью, клеветой, сплетнями:


Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы.

Решенья глупости лукавой.

И шепот зависти Е


Ценой огромных усилий Пушкин начал работу над созданием литературного журнала \"Современник\", в котором поэту удалось собрать крупнейших писателей страны, осветить жизнь всех народов и народностей. Но конфликтная ситуация, сложившаяся вокруг его семьи, не дала возможности осуществить все творческие замыслы. Пушкин был вызван на дуэль, первым же выстрелом его ранило. Рана оказалась смертельной Е Смерть поэта вызвала волну возмущений среди разных слоев русского общества. Первым эхом этого ужасного события явились строки:

Погиб поэт! Невольник чести

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой.


Из стихов, посвященных Пушкину, можно составить тома антологий, но не прерывается и не прервется никогда плетения венка славы великому поэту России. Пушкин вечен, у каждого есть свой Пушкин. При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, о великом сыне России. Пушкин - явление чрезвычайное и, может быть, единственное выражение русского духа! Это русский человек! В нем русская природа ,русский язык, русская душа, русский характер.

Похожие сочинения

  1. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  2. Солнце русской поэзии Пушкин  Новое!
    В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Критические высказывания Пушкина В большинстве случаев остались в рукописях и не...смотреть целиком
  3. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  4. Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
    Язык поэзии для истинного поэта — главное средство самовыражения личности, инструмент познания жизни, “углубленного проникновения в тайны мироздания” и воздействия на общественную жизнь. А. С. Пушкин писал много стихотворений на случай, в альбом, шутливые...смотреть целиком
  5. Мотивы сказки и былины в поэзии Пушкина  Новое!
    Сочинение по произведению «Сказка о мертвой царевне». В «Сказке о мертвой царевне» появляется обобщенный образ богатырей. Еще в «Руслане и Людмиле» слились мотивы волшебной сказки и героической былины. Характерно это и для «Сказки о царе Салтане». Но...смотреть целиком
  6. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.
    Высшая и истинная цель изучения истории состоит не в заучивании дат, событий и имен - это лишь первая ступень. Историю изучают, чтобы понять ее законы, разгадать какие-то сущностные черты характера народа. Идея закономерности событий истории, их глубокой...смотреть целиком
  7. Трагизм философских и художественных исканий Пушкина  Новое!
    Вопрос о дальнейшем развитии созданной Пушкиным драматургической системы в истории русской национальной драматургии XX-XX веков исследован далеко не достаточно. Нередко при попытках решения этого вопроса становились на путь поисков прямых соответствий,...смотреть целиком