Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch/files/cache//_authors/pushkin/_self/velikoe_iskusstvo_istoricheskogo_romana_pushkina/mysoch_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 102


Очень скупо, сдержанно Пушкин использует и исторические документы. Из русских романистов 30-х годов ими довольно широко пользовались Марлинский, Вельтман; Лажечников полагал, что изобилие документов, цитат усиливает достоверность, правдоподобие исторического романа. Пушкин вводил документ в свое повествование в исключительных случаях. Так, в «Капитанской дочке» он цитирует подметные письма Пугачева, распоряжения оренбургского губернатора, необходимые ему для того, чтобы подчеркнуть народность восстания, ограниченность и тупость оренбургских властей. При этом читатель почти не ощущает приводимых в произведении документов, настолько они органично и естественно входят в текст. Пушкин никогда не прибегал также и к поверхностной беллетризации исторических источников, что получило широкое распространение в западно-европейском историческом романе периода его упадка.
Для «Капитанской дочки» характерен энергичный стиль, присущий мастерству великого русского поэта, лаконизм, отсутствие всяких украшающих моментов, немногочисленность всегда точных и выразительных метафор. Пушкин пренебрегал теми, по его определению, «блестящими выражениями, которые ничему не служат», но которые были весьма модны в исторической беллетристике и в исторических сочинениях 30-х годов. В своем интересном исследовании «Пушкин в работе над историческими источниками» Г. П. Блок сопоставляет описание разоренной Пугачевым Казани, у реакционного историка В. Г. Броневского и у Пушкина.




В описании Броневского читаем, что «на пожарищах тлелись человеческие кости; обнаженные дети, прося пищи, искали отцов; младенцы умирали в объятиях умерших матерей; рассеченные трупы разбросаны были повсюду; и дымящаяся кровь вопияла к небесам об отмщении». У Пушкина: «Казань, обращенная в груды горящих углей, дымилась и рдела во мраке». Эта замечательная пушкинская лаконичность присуща не только его «Истории Пугачева», но и его историческому роману.
Использование поэтом старинного русского языка, с одной стороны, и народного просторечия, с другой, строго подчиняется в его романе художественным задачам. В «Капитанской дочке», например, Пушкин проводит различие между речью старика Гринева и речью Гринева-сына. По языку Гринева-отца читатели ощущают, что он является представителем предшествующей исторической эпохи; особенности речи Петра Андреича Гринева свидетельствуют о влиянии на него современной литературы. Однако не при помощи архаизации языка достигает Пушкин правдивости и художественной рельефности образов своих героев, а последовательно проведенным принципом индивидуализации их языка. Каждый из них говорит своим особым языком, соответствующим уровню его культуры, его характеру, общественному положению. Таков сжатый и суровый склад речи старика Гринева, словоохотливая старушечья болтливость Василисы Егоровны, саркастический язык Швабрина.
Пушкинский исторический роман до сих пор поражает глубиной мысли, правдой изобра»;ения прошлого, исторической типичностью созданных в ном картин и героев, высоким совершенством и красотой художественной формы. «Борис Годунов» и «Капитанская дочка» обеспечили торжество реализма в разработке исторической темы, в развитии исторического жанра в русской литературе. Реализм пушкинского исторического жанра оказывает плодотворное влияние на Гоголя, на его повесть-эпопею «Тарас Бульба».

Похожие сочинения

  1. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  2. Свободолюбивая лирика Пушкина
    Свобода - ключевое понятие у П-на. Эта тема возникает в его творчестве постоянно. Он исследует разные виды свободы, переосмысливает и видоизменя-ет их содержание. В течение всего творческого пути взгляды П-на на свободу менялись. На раннее творчество...смотреть целиком
  3. Лирика Пушкина
    О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. ...смотреть целиком
  4. Тема любви и дружбы в лирике Пушкина
    Богат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви и дружбы. Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта к этим видам чувств. Пушкинская поэзия особенно романтична во второй период его творчества — южный...смотреть целиком
  5. Значение лирики Пушкина для развития русской литературы  Новое!
    В историю России А. С. Пушкин вошел как явление необычайное. Это не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. «Муза Пушкина», по словам В. Г. Белинского, «была вскормлена и воспитана...смотреть целиком
  6. Тема дружбы и товарищества в творчестве А. С. Пушкина
    Обаяние имени Пушкина неисчерпаемо. Одна из важнейших тем его поэзии — тема дружбы, товарищества, всечеловеческой доброты. Друзья значили для Пушкина много. В лицейские годы это были студенты, охваченные как и сам будущий поэт, вольнолюбивыми настроениями....смотреть целиком
  7. МОТИВЫ ДОРОГИ И ВЕТРА В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА
    Мотивы дороги и ветра не были индивидуальными мотивами пушкинского творчества. Они имели давнюю традицию в русской литературе, и Пушкин, включая их в свои произведения, во многом использовал опыт предшественников. Для Пушкина “южного” периода мотив...смотреть целиком