Виды комического — это юмор, ирония, сатира, сарказм. Данная тема более чем обоснована, ведь даже понятие «эпиграмма» определяется как стихотворная острота, сатирический (саркастический, иронический, юмористический) выпад в стихах. Несомненно, для того чтобы написать эпиграмму, нужно обладать и несравненным чувством юмора, и умением тонко подметить какие-либо недостатки и упущения того, кому эпиграмма предназначается. Такими чертами обладал А. С. Пушкин. . Поэт увлекался эпиграммами всегда, он даже состоял в обществе «Зеленая лампа», где написание такого рода произведений было непременным атрибутом.

Эпиграммы поэта датируются и лицейскими годами (1814-1817), и петербургскими (1817-1820), игодами, проведенными Пушкиным на юге (1820-1824), и временем, когда он жил в Михайловском (1824-1826), и последним периодом жизни поэта. № Итак, перейдем к последовательному анализу пушкинских эпиграмм. Арист нам обещал трагедию такую, Что все от жалости в театре заревут,Что слезы зрителей рекою потекут. Мы ждали драму золотую. И что же? дождались — и, нечего сказать, Достоинству ее нельзя убавить весу, Ну, право, удалось Аристу написать Прежалкую пьесу.

Эта эпиграмма написана поэтом в то время, когда он был лицеистом. Пушкин всегда любил театр — его привлекали атмосфера, окружение, актрисы, актеры. И именно театральной теме посвящена на данная эпиграмма. Пушкин иронизирует по поводу склонности некоторых людей вызывать зрительский ажиотаж, создавать впечатление чего-то великого, необыкновенного, трогающего за душу, в то врем как на деле ничего этого нет, а только излишнее бахвальство и напыщенность. Здесь Пушкин, как любитель и знаток театрального искусства, безжалостно все и всех осуждает — и зрителей, поддающихся создаваемому впечатлению, ожидающих трагедии и уже собирающихся заплакать от жалости и Ариста с его претенциозностью, и, конечно, «драму золотую», которая оказалась «прежалкой пьесой». Близкая к современной эпохе ситуация, когда нечто прославленное и нахваленное на сама деле оказывается просто фарсом.
Теперь перейдем к следующей эпиграмме: Супругою твоей я так пленился, Что если б три в удел достались мне, Подобные во всем твоей жене, То даром двух я б отдал сатане, Чтоб третью лишь принять он согласился.

В заглавии здесь значится — «Подражание французскому». В данном случае — идеальный образец для иронии. Казалось бы, автор признается, что, да, он пленен супругой того, на кого написана эпиграмма. Получается, что она, супруга, ему нравится, привлекает его. Но вдруг — если три тая досталось бы поэту, он бы не задумываясь отдал бы их сатане, только для того, чтобы тот и третья принял. Какое-то несоответствие получается. Иронизирует здесь Пушкин, вероятно, над тем, что им засилья французской любовной лирики никто не замечает в ней той глупости и даже откровенна чепухи, на которую указывает поэт. Тем и обосновывается надпись «Подражание французскому».

Обе эти эпиграммы написаны Пушкиным в лицейские годы, и этим объясняется то, что они направлены не на какого-то конкретного человека, как последующие, а просто на типичные, общего характер события, понятия. В дальнейшем расширялись жизненный опыт поэта, сфера его личных переживаний; он входил в более тесные отношения с современниками, иногда очень болезненные. Это были светские, дружеские столкновения, конфликты с собратьями-литераторами (например, графом Ворси! новым), цензорами. Пушкин узнавал все больше людей, и среди них оказывались те, кто был достой эпиграмм поэта. Пушкин никогда не относился с сарказмом к кому-либо беспричинно, повод и основание были всегда. Подтверждение тому — дальше.
Хаврониос! ругатель закоснелый, Во тьме, в пыли, в презренье поседелый, Уймись, дружок! к чему журнальный шум И пасквилей томительная тупость? Затейник зол, с улыбкой скажет глупость, Невежа глуп, зевая, скажет ум.



Эта эпиграмма написана Пушкиным в 1820 г. Она нацелена уже на определенного человека - Каченовского, который опубликовал в журнале «Вестник Европы» далеко не лестные отзывы о поэме" Пушкина «Руслан и Людмила». Перед нами — смешение весьма сходных понятий — юмора и иронии.

В очередной эпиграмме 1820 г. присутствует лишь ирония.
В жизни мрачной и презренной Был он долго погружен, Долго все концы вселенной Осквернял развратом он. Но, исправясь Понемногу, Он загладил свой позор, И теперь он — слава богу— Только что картежный вор.

Данное стихотворение настолько содержательно, интересно, что его анализ можно вести построй но. В первых четырех строках повествуется о грехах графа Федора Ивановича Толстого (именно ему и предназначена эпиграмма). И вправду: кем только этот человек не был, в каких только амплуа не прей ставал! Он был отставным гвардейским офицером и вел прескверный образ жизни — был кутилой, любителем поиграть в карты (но не по правилам, а с шулерством).

Но почему же «все концы вселення осквернял развратом он»? Причина в том, что Ф. И. Толстой принимал участие в первом русском кругосветном плавании, и даже во время этого далекого путешествия он не изменял своим привычкам, как результат — за непристойное поведение был высажен на одном из Алеутских островов, где провел несколько месяцев, и даже получил за это прозвище «американец». Верно, после этого он и исправился «понемногу», и «загладил свой позор». И вот она — неподражаемая ирония Пушкина: «и теперь он — слава богу — только что картежный вор». Пушкин никогда не был ханжой, поэтому он с чувством юмора относится ко всем проделкам и похождениям Ф. И. Толстого. Причина же написания эпиграммы в том, что, когда поэт был в ссылке в Кишиневе, до него дошли слухи, что якобы именно Ф. И. Толстой является инициатором сплетни, согласно которой Пушкина однажды высекли в полиции. Это. очередное подтверждение того, что поэт всегда критиковал только тех, кто действительно заслуживал этого, он никогда не высмеивал никого без повода.

Какой же можно подвести итог? У Пушкина было обостренное чувство собственного достоинства. Хоть это и так, но поэт никогда не был злопамятен, мстителен. И пусть у него было много эпиграмм, он был эмоционален, смело выражал свои чувства и никогда не таил обиду в себе.

Похожие сочинения

  1. Мои Пушкин (1)
    То Пушкин, наш поэт великий, Задумчиво явился нам И утешеньем, и уликой Наставшим смутным временам. В. Сологуб Каждый человек живет в своем отрезке времени. У каждого из нас — свой Пушкин. Александр Сергеевич для меня — поэт вечного...смотреть целиком
  2. Лирика Пушкина
    О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. ...смотреть целиком
  3. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  4. Образ Пушкина в творчестве русских писателей и художников
    Обращались к пушкинской тематике И. Репин в содружестве с И. К. Айвазовским, И. Н. Крамской. Однако их создания не вносили существенной лепты в отображение и в разработку образа поэта. Картины на отдельные сюжеты биографии Пушкина знакомили зрителя с...смотреть целиком
  5. Автопортрет Пушкина 1829 года
    Передо мной автопортрет Александра Сергеевича Пушкина, сделанный поэтом в тысяча восемьсот двадцать девятом году. Четкие резкие линии, почти шаржевая манера. Часто на полях рукописей поэт рисует своих героев, себя или близких. Этот автопортрет появляется...смотреть целиком
  6. Он весь — дитя добра и света
    Что привлекает меня в поэзии Пушкина? Прежде всего, личность самого поэта, многогранная и непостижимая, общаясь с которой, испытываешь чувство, подобное тому, что переживает альпинист при подъеме к снежной вершине. Наш технократический век немало постарался,...смотреть целиком
  7. Романтический мир поэта на примере творчества Пушкина  Новое!
    Прежде чем говорить о романтическом мире Пушкина, следует по возможности точно определить границы понятия «романтизм». Литературоведение называет романтизмом художественный метод в литературе и искусстве, когда реальной действительности, в чем-либо не...смотреть целиком