Страница: 1  2  [ 3 ]  4  

quot;Сказку о медведихе\", ряд стихотворений, критических статей, писем... Период этот вошел в историю русской литературы под названием \"болдинской осени\". Здесь новые принципы пушкинского реализма получили осуществление. При всем разнообразии тем и жанров, произведения болдинского периода отличаются единством — поисками нового прозаического слова и нового построения характера человека.
Завершение \"Евгения Онегина\" символизирует окончание предшествующего этапа творчества, \"Повести покойного Ивана Петровича Белкина\" — начало нового. Онегинский опыт не был напрасным: от него осталась игра \"чужим словом\", многоликость повествователя, глубокая ирония стиля. Еще в 1822 году Пушкин писал: \"Вопрос, чья проза лучшая в нашей литературе. Ответ — Карамзина\". Новый период русской прозы должен был \"свести счеты\" с предшествующим: Пушкин собрал в \"Повестях Белкина\" как бы сюжетную основу прозы карамзинского периода и, пересказав ее средствами своего новрго слога, отделил психологическую правду от литературной ус-ловностп\'Ън дал образец того, как серьезно и точно литература может говорить о жизни и иронически повествовать о литературе.
Наиболее полным выражением реализма болдинского периода явились так называемые \"маленькие трагедии\". В этом отношении они подводят итог развитию поэта с момента разрыва его с романтизмом. Стремление к исторической конкретности образов, представление о связи характера человека со средой и эпохой позволили Пушкину достигнуть неслыханной психологической верности характеров.
“Даже у Шекспира его итальянцы, например, почти сплошь те же англичане. Пушкин лишь один изо всех мировых поэтов обладает свойством перевоплощаться вполне в чужую национальность\", — писал Достоевский. В \"маленьких трагедиях\' перед нами исторические конфликты между характерами людей различных эпох: рыцарский и денежный век в \"Скупом рыцаре\", классицизм и романтизм в \"Моцарте и Сальери\", Ренессанс и средние века в \"Каменном госте\" и Ренессанс и пуританизм в \"Пире во время чумы\".
Один \"ужасный век\" сменяется другим. Человек может застыть в своем веке, полностью раствориться в среде, утратив и свободу суждений и действий, и моральную ответственность за поступки. Но также он может встать выше \"железного века\", прославить, вопреки ему, свободу и быть свободным. Свобода — закон жизни. Растворение в любой безличности и несвободе — окаменение и смерть. Столкновение любых форм окостенения — от камней памятника Командора до догматизма Сальери — с жизнью несет смерть. Но вызов, отчаянный и безнадежный, который жизнь бросает чуме, могильным монументам, мертвящей зависти, — всегда поэтичен.
Зависимость от внешней среды — это лишь обязательный низший уровень человеческой личности. Борьба со средой за духовную свободу — удел высокой личности. \"Моцарт и Сальери\" и \"Каменный гость\" дают столкновение жизни, бьющей через край, с жизнью, окаменевшей и превратившейся в смерть.
В \"Скупом рыцаре\" Барон и Альбер — люди определенных эпох. Барон не лишен адского величия, Альбер — рыцарских добродетелей, но оба они растворены каждый в своей эпохе и оба жестоки, как их среда (\"...ужасный век, ужасные сердца\").
В \"Пире во время чумы\" и Председатель, и Священник — оба в трагическом положении: они оба враги и жертвы чумы и оба выше автоматического следования обстоятельствам. Председатель борется с чумой погружением в безудержную свободу, а Священник — призывом к нравственной ответственности. Но свобода и ответственность — две нераздельные стороны единого. Поэтому \"Пир во время чумы\" — единственная из пьес цикла, где борьба враждебных героев заканчивается не гибелью одного из них, а нравственным их примирением.
Итак, зависимость от среды — лишь одна сторона бытия пушкинских героев. Другая — это стремление \"подняться над жизнью позорной\" (Пастернак). Свойственная лучшим из героев Пушкина, эта черта в высшей мере присуща и самому поэту.
Особенно это проявилось в 1830-е годы, когда и жизнь, и творчество Пушкина вступили в новый — последний — этап и когда трагическая борьба за независимость сделалась основным в жизни поэта.
Общественная обстановка 1830-х годов характеризовалась растущим напряжением. По России прокатилась волна народных беспорядков, напомнивших о том, какой непрочной и зыбкой была почва крепостничества. В этих условиях исторические размышления Пушкина приобретали особенно напряженный характер. Стремясь разглядеть в прошлом те исторические, силы, которым предстоит сыграть решающую роль в будущем, Пушкин видел три таинственных образа, прошлое которых могло определить грядущую судьбу России. Это — самодержавная власть, просвещенное дворянство и народ, образ которого все больше принимал черты Пугачева. Так завязался узел основных тем творчества 1830-х годов.
Самодержавная власть в ее высших возможностях мыслилась Пушкиным как сила реформаторская, но и деспотическая. Готовность ее беспощадно ломать сложившиеся формы жизни придавала ей черты, роднящие ее с революционностью. Сказав великому князю Михаилу Павловичу: \"Все Романовы революционеры и уравнители\'\'. Пушкин выразил свое глубокое убеждение Сила эта — творческая и разрушительная одновременно, в зависимости от того, куда она направлена. Размышления о роли этой силы в грядущей истории России связывались с надеждами на то, что удастся \"поднять\" реальных носителей -самодержавия до идеального эталона Петра Великого. Это та мерка, которой измеряются достоинства и недостатки власти.
Основной порок самодержавной власти состоит в том, что, лишенная поддержки народа, она повисает в пустоте и вынуждена укреплять себя чиновниками-иностранцами, аппаратом доносчиков, тайной канцелярией. Преступление коренится в самой ее природе, и поэтому она чужда этическому чувству народа. У Пушкина Годунов для народа— \"царь-Ирод\". В исторических заметках о великом императоре Пушкин пишет, что \"народ почитал Петра антихристом\". Отсюда сочетание воли и бессилия, безграничной власти и ничтожных результатов.
Образованное дворянство воспринималось Пушкиным прежде всего как сила, противостоящая самодержавию. Многовековое противостояние власти выработало в нем чувство человеческого достоинства, а непрерывное разорение сблизило с народом. Таким образом, в России возник класс людей, образованием сближенных с Европой, традицией — с русской деревней, материальным положением — с \"третьим сословием\". Эта среда закономерно порождает бунтарские настроения, в частности декабризм.
Родовое дворянство противостоит, по мнению Пушкина, русской аристократии, которая вся составлена по прихоти деспотизма из безродных выскочек и вместе с бюрократией представляет собой опору власти. В черновой заметке он писал: \"Освобождение Европы придет из России, т. к. только здесь абсолютно не существует аристократических предрассудков\".
Уже в одной из заключительных сцен \"Бориса Годунова\" Пушкин показал народный бунт. Народные волнения 1830 г. поставили тему восстания в повестку дня. Она впервые появляется в \"Истории села Горюхина\" и уже не сходит со страниц пушкинских произведений.
Соотношение действующих в России социальных сил становится объектом изучения Пушкина как художника и как историка. В начале 1830-х гг. Пушкин склонен был считать старинное дворянство естественным союзником народа. Так родился замысел \"Дубровского\". Переворот 1762 года — время разорения и отставки отца Дубровского (как позже и отца Гринева), в то время как \"Троекуров, родственник княгини Дашковой, пошел в гору\". Пути расходятся: Троекуров, опираясь на власть чиновников, становится самодержцем в миниатюре, а сын Дубровского — вождем крестьянскоговосстания.


Страница: 1  2  [ 3 ]  4  

Похожие сочинения

  1. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  2. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  3. Свободолюбивая лирика Пушкина
    Свобода - ключевое понятие у П-на. Эта тема возникает в его творчестве постоянно. Он исследует разные виды свободы, переосмысливает и видоизменя-ет их содержание. В течение всего творческого пути взгляды П-на на свободу менялись. На раннее творчество...смотреть целиком
  4. Автопортреты Пушкина  Новое!
    Эти автопортреты Пушкина нарисованы в разные годы — с 1820 по 1836. Они разбросаны по листам рукописей «Кавказского пленника», «Евгения Онегина», «Бахчисарайского фонтана», «Домика в Коломне», в подготовительных вариантах статьи «О поэзии классической»,...смотреть целиком
  5. Образ «северной» столицы в произведениях Пушкина  Новое!
    В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни - лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка - дуэль на Черной речке как символ страданий...смотреть целиком
  6. Пушкин и русская литература – художественный анализ
    Пушкин и русская литература Пушкин — великий русский национальный поэт. По справедливому определению Гончарова, «он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собой всю свою эпоху, сам создал другую,...смотреть целиком
  7. «Торжественный покой» в поэзии Пушкина
    "Торжественный покой" - это качество святого духовного мира, обладающего способностью освящать "все причастное ему и из него вытекающее"8, то есть организовывать вокруг себя жизненное пространство. Действительно, пейзаж "кладбища...смотреть целиком