Страница: 1  2  3  [ 4 ]  

восстания. Однако реальность такого сюжета вызвала у Пушкина сомнения: 6 февраля 1833 г. он дописал последнюю главу \"Дубровского\", а 7 февраля обратился за разрешением ознакомиться с архивными документами по делу Пугачева. Необходимо было проверить свои идеи начальном историческом материале.
31 января 1833 г. Пушкин начал \"Капитанскую дочку\". Первоначальный замысел развивался в русле сюжета \"Дубровского\": в центре сюжета должна быть судьба дворянина, перешедшего на сторону Пугачева. Однако документальный материал разрушил эту схему. 2 ноября 1833 г. Пушкин окончил \"Историю Пугачева\", В предназначенных для Николая I \"Замечаниях о бунте\" Пушкин дал исключительно четкий социологический анализ восстания: \"Весь черный народ был за Пугачева... Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противуположны\".
Когда 19 октября 1836 году Пушкин поставил точку на рукописи \"Капитанской дочки\", он уже не думало крестьянском восстании под руководством дворянина. Центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек \"жестокого века\", странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев.
Изучая движение Пугачева по подлинным документам и собирая в заволжских степях и Приуралье народные толки, Пушкин пришел к новым выводам. Прежде всего он убедился, что Пугачев был для народа законной властью. Крестьянин, на свадьбе которого \"гулял\" Пугачев, был спрошен об этом Пушкиным. \"Он для тебя Пугачев, отвечал мне сердито старик, а для меня он был великий государь Петр Федорович\".
Художественный прием, к которому все чаще прибегает Пушкин в 1830-е годы, — рассказ от чужого лица, повествовательная манера и образ мыслей которого не равны авторским, хотя и растворены в стихии авторской речи.
Искания Пушкина 1830-х годов вылились в систему образов, повторяющихся и устойчивых. Пушкинский реализм сочетает, с одной стороны, постановку вопросов, а с другой — возможность неоднозначных ответов на них. Произведение его заключает не ответ, а поиски ответов, многообразие которых отражает неисчерпаемое многообразие жизни.
Сквозь все произведения Пушкина этих лет проходят разнообразные образы бушующих стихий: метели (\"Бесы\", \"Метель\" и \"Капитанская дочка\"), пожара (\"Дубровский\"), наводнения (\"Медный всадник\'), чумной эпидемии (\"Пир во время чумы\"), извержения вулкана (\"Везувий зев открыл”). Характерна также группа образов, связанных со статуями, столпами, памятниками, \"кумирами\". Также мы встречаем на страницах пушкинских произведений образы людей, — жертв или борцов.
Пушкину понятна поэтичность разбушевавшейся стихии:
Есть упоение в бою.
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Поэзия третьей группы образов дает широкую гамму оттенков — от идеала частной жизни частного человека до гордой независимости и величия личности. Этой поэзией напоен так называемый \"каменноостровс-кий цикл\" — заключительный цикл пушкинской лирики, не случайно увенчанный \"Памятником\".
Образы стихии могут ассоциироваться и с природно-космическими силами, и со взрывами народного гнева, и с потусторонними силами в жизни и истории (\"Пиковая дама\", \"Золотой петушок\"). Статуя — прежде всего \"кумир\", земной бог, воплощение власти. Но она же, сливаясь с образом, Города, может концентрировать в себе идеи цивилизации, прогресса, даже исторического Гения. Бегущий народ ассоциируется с понятием жертвы и беззащитности.
Особое место у позднего Пушкина занимают образы Дома и Кладбища. Дом — сфера жизни, пространство Личности. Но он может двоиться в образах \"домишки ветхого\" и дворца. Оклеенная золотыми обоями изба Пугачева парадоксально соединяет два его облика. \"Кладбище родовое\" — \"животворящая святыня\", естественно связана с Домом. Ему противостоит \"публичное кладбище\", где уродливо сконцентрированы жалкие статуи — \"дешевого резца нелепые затеи\".
Создаваемые Пушкиным сюжеты состоят в нарушении соотношения образов. Так, стихия вырывается из плена, статуи приходят в движение, униженный вступает в борьбу, неподвижное начинает двигаться, движущееся каменеет.
За всеми столкновениями и сюжетными конфликтами этих образов для Пушкина 1830-х годов стоит еще более глубокое философское противопоставление Жизни и Смерти. Все меняющееся, способное \"мыслить и страдать\" принадлежит Жизни; все неподвижное и застывшее — Смерти. И человеческая, и космическая жизнь — постоянное рождение, оживление, одухотворение или окаменение, механическое мертвое движение, безумное повторение одного и того же цикла.
Все, от \"маленьких трагедий\" до \'Пиковой дамы\", организовано этим конфликтом живого и мертвого. Показывая страшную силу смерти, способной превратить жизнь в псевдожизнь, Пушкин все же полон веры в торжество Жизни, высшим проявлением которой является Творчество.
Мировое значение Александра Сергеевича Пушкина связано с осознанием мирового значения созданной им литературной традиции. Пушкин проложил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского и Чехова. Он создал литературу, которая сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.


Страница: 1  2  3  [ 4 ]  

Похожие сочинения

  1. Мои Пушкин (1)
    То Пушкин, наш поэт великий, Задумчиво явился нам И утешеньем, и уликой Наставшим смутным временам. В. Сологуб Каждый человек живет в своем отрезке времени. У каждого из нас — свой Пушкин. Александр Сергеевич для меня — поэт вечного...смотреть целиком
  2. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  3. Мой Пушкин (4)
    Мне отрадно думать, что в каждом истинном читателе живет свой Пушкин... Значит, тысячи Пушкиных существуют на земле вот уже полтора века, и каждый год рождаются сотни новых Пушкиных — ведь человек неповторим. Вот я всматриваюсь в его лицо и пытаюсь понять,...смотреть целиком
  4. Дружба в лирике Пушкина
    Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый – талант дружбы. Вся его поэзия воспринимается как восторженный гимн этому прекрасному...смотреть целиком
  5. Лирические произведения Пушкина  Новое!
    Предметом изображения (выражения) в лирическом произведении, в отличие от эпического и драматического, является переживание (чувства, настроения, мысли, события). Это — переживания самого поэта. «Однако в лирическом произведении перед нами не только...смотреть целиком
  6. НАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА В ЛИРИКЕ ПУШКИНА
    Кем должен быть поэт: жрецом искусства, отшельником или обыкновенным человеком, который не может жить без общества, шума и суеты? Наверное, этим вопросом задавался А.С.Пушкин, когда писал стихотворения: "Пророк", "Памятник", "Поэт"...смотреть целиком
  7. Тема поэта и поэзии в мировоззрении Пушкина  Новое!
    Пребывание А. С. Пушкина на юге России (Кишинев) было ознаменовано важными переменами в его художественном развитии. Пушкин создал новый жанр русской поэзии — оригинальную русскую романтическую поэму. К этому жанру относятся поэмы, написанные в период...смотреть целиком