Сравнительный анализ “Стансов” А. Пушкина и “Столетье с лишним — не вчера...” Б. Пастернака




Поэт
всегда вольно или невольно соприкасается с
государственной властью. Из этого, как
показала история, не получается ничего
хорошего для поэта и ничего полезного для
власти.



Однако
надежда на просвещенного правителя никогда
не покидала людей искусства. Поэтому
Александр Пушкин обращается к Николаю
Первому, только что взошедшему на престол,
со своеобразной интерпретацией “Фелицы”,
адресованной в свое время Г. Державиным
Екатерине Второй. Поэт дает советы царю,
напоминает, слегка поучает, немного льстит,
самую малость просит... Уже не веря в
просвещенную монархию, поэт надеется хотя
бы на “незлобную”. Нужно обладать
определенной смелостью и огромным талантом,
чтобы поучать монарха, но все же А. Пушкин
идет на некоторый моральный компромисс,
проводя параллель между “мятежами и
казнями” “начала славных дней Петра” и
кровавым завершением восстания
декабристов, где большинство пострадавших
были близкими поэту людьми. Жестоко? Но, во-первых,
А. Пушкин был истинным сыном своей эпохи (монархической,
ибо вспомним пушкинское же “рабство,
падшее по манию царя”). Во-вторых, поэт,
ставя столь высокую планку Николаю Первому,
желает смягчить участь своих друзей, внушив
монарху, что можно “правдой привлечь
сердца” и “нравы укротить наукой”.
Александр Пушкин именно “утешается
параллелью”, как скажет век спустя Борис
Пастернак о Однако нельзя обвинять поэта в
желании видеть на троне мудрого душой царя:
образованный совестливый самодержец —
идеал русского народа.



Через
“столетье с лишним” Б. Пастернак,
охваченный тем же, что и А. Пушкин, желанием,
вновь возвращается к теме “мятежей и
казней”, но развивает ее уже в совершенно
ином русле. Высокой торжественности
пушкинского слога противопоставляются
ирония и горечь Б. Пастернака. Двадцатый век
полностью рассеял все иллюзии “параллелей”;
даже “надежду славы и добра”, естественную
XIX веку,
поэт называет “ соблазном ”.



А.
Пушкин набрасывает лишь возможную
перспективу, желаемое, а Б. Пастернак
показывает воплощение этого “желаемого” в
реальности:



И
тот же тотчас же тупик ,



При
встрече с умственною ленью...



Но
и в стихотворении XX века
нет безысходности и пессимизма: душевный и
умственный труд оставляют человека
человеком во время любых катаклизмов: “Хотеть...
труда со всеми сообща”, “И те же выписки из
книг, / И тех же эр сопоставленье”.



Стоит
обратить внимание на дату пастернаковского
стихотворения — 1931 год. Страна уже в полной
мере познала “мятежи и казни”. В поэте идет
борьба разума с сердцем: холодный рассудок
понимает, что сделан шаг в сторону пропасти,
а сердце наивно верит в лучшее. Надежда у Б.
Пастернака питает его же скептицизм:



Итак,
вперед, не трепеща



И
утешаясь параллелью, Пока ты жив, и не моща,



И
о тебе не пожалели.



Поэт
— человек, и слабый человек, — и он
оправдывается перед обществом. Вернее,
общество вынуждает его оправдываться за то,
что он не такой, как все:



Пока
ты жив, и не моща,



И
о тебе не пожалели.



Да,
чаша страдания не будет пронесена мимо
поэта, ему предстоит испить ее до дна. Он
снова останется один на один с жестоким
железным веком.



Я
один, все тонет в фарисействе.



Жизнь
прожить — не поле перейти.




(Б.
Пастернак, “Гамлет” )




“Эр
сопоставленье” показывает, что величие
эпохи не зависит от пролитой крови и
количества человеческих жертв. Человек, его
душа — индикатор эпохи. А значит, время, в
которое жили и А. Пушкин и Б. Пастернак (гении
души и труда), можно воистину назвать
великим:



Времена
не выбирают —



В
них живут и умирают.

Похожие сочинения

  1. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  2. Лирика Пушкина
    О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. ...смотреть целиком
  3. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  4. Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
    Сказки А. С. Пушкина внесли в литературу идею протеста против самодержавия и крепостничества. «Сказка о попе и о работнике его Балде» – сатира на обманывающих народ служителей православной церкви. В ней высмеиваются их жадность, глупость и лицемерие....смотреть целиком
  5. Своеобразие любовной лирики Пушкина  Новое!
    План I. Поэт-лирик Пушкин. II. Развитие чувства в любовной лирике Пушкина. 1. Лицейский последователь Анакреона. 2. Неизбывная потребность любить. III. Женщина – предмет восхищения, пылких, искренних чувств. Безусловно,...смотреть целиком
  6. Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина  Новое!
    Одна из величайших заслуг Пушкина в том, что он утвердил ремесло поэта не только как непостыдное, но и как почетное. До этого поэзия была развлечением, дворянской забавой. Не существовало профессиональных поэтов — стихотворцы имели должности и чины,...смотреть целиком
  7. Пушкин Надежда нашей словесности  Новое!
    Читатель журнала «Российский Музеум» был, видимо, удивлен и озадачен, обнаружив в девятом выпуске за 1815 год на странице 260 послание, посвященное Пушкину. Эта фамилия пользовалась известностью в литературных кругах: помимо дяди поэта, стихотворца Василия...смотреть целиком