Усвоение живой народной речи, обращение к сокровищнице народного творчества - песням, сказкам, отражение в литературе национальных обычаев, национальной истории - все это было для Пушкина источником и путем к созданию глубоко самобытной русской литературы.

Под влиянием огромного впечатления, которое произвели на Пушкина снова услышанные в Михайловском сказки няни, воспринятые им в качестве подлинного художественного откровения («Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»,- восклицает он в письме к брату от первой половины ноября 1824 г.), он тут же принялся записывать их в особую тетрадь. В Михайловском же Пушкин записывал, вероятно со слов няни, и народные песни, которые позднее хотел издать в специальном сборнике. Однако поэт не ограничивался только собиранием и записыванием образцов русского фольклора. Он тут же попытался творчески использовать часть этого материала. В тетрадь, в которую он записывал нянины сказки, в качестве эпиграфа были вписаны им знаменитые начальные строки будущего пролога к новому изданию «Руслана и Людмилы»:

* У лукоморья дуб зеленый;
* Златая цепь на дубе том:
* И днем и ночью кот ученый
* Все ходит по цепи кругом;



* Идет направо - песнь заводит,
* Налево - сказку говорит.

Строки эти представляют собой почти буквальное переложение в стихи одного места из няниной сказки: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет». Нельзя не подивиться тонкости пушкинской работы. Два прибавленных эпитета («дуб зеленый», «кот ученый»), незначительные изменения, небольшие купюры, ритм, рифмы и возникли бессмертные стихи. Характерно в этом отношении восприятие пушкинского пролога мальчиком Алешей Пешковым, будущим Максимом Горьким, которому показалось, что все лучшие сказки, слышанные им от бабушки, были здесь «чудесно» собраны и сжаты «в одну».

В «русском духе» написано Пушкиным в Михайловский период стихотворение «Жених» (1825). Произведение имеет форму баллады, но Пушкин имел полное право придать ему подзаголовок «Простонародная сказка». Бытовая и психологическая атмосфера, образы отца, жениха, разбойника, свахи, наконец, язык пушкинской «простонародной сказки» - все это русское, народное. К тому же «миру русской народной поэзии в художественной форме» (Белинский) принадлежит насквозь деревенский и насквозь песенный - не только по прямому включению в него народно-песенных мотивов, но и по своему общему тону - «Зимний вечер» (1825).

Вместе с нарастанием народности лирики Пушкина нарастает ее реализм. Уже в период южной ссылки начался переход Пушкина к «поэзии действительности», к реализму: уже тогда он стал писать первые главы «Евгения Онегина». Однако в течение некоторого времени романтизм продолжал сохраняться в его творчестве: параллельно с работой над главами «Евгения Онегина» Пушкин работал и над самой романтической из всех своих «южных» поэм - «Бахчисарайским фонтаном», и над «Цыганами». В Михайловский период в связи со все более и более осознанным и настойчивым обращением поэта к национальным источникам литературы - русской народной жизни, русскому народному творчеству - происходит окончательное утверждение пушкинского реализма, «поэзии действительности». Наряду с центральными, «деревенскими» главами «Евгения Онегина» это находит выражение в исторической трагедии «Борис Годунов».

Похожие сочинения

  1. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  2. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  3. Моё отношение к творчеству Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин – великий национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одарённость, могучая творческая сила. Одной из отличительных...смотреть целиком
  4. «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (4)
    Неволя была, кажется, музою-вдохновительницею нашего времени. А Вяземский Свобода — ключевое понятие творчества Пушкина. Для Александра Сергеевича свободная и честная Россия всегда была предметом его мечтаний. Поэтому эта общественная тема, тема народа...смотреть целиком
  5. Эволюция жанра элегии в творчестве Пушкина
    Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, причем для каждого из них он создал свой эталон. Однако само это разнообразие, отсутствие четких правил расшатывало строгую жанровую систему. Жанр утратил свою строгость, перестал быть связанным...смотреть целиком
  6. Тема поэта и поэзии в лирике А. Пушкина и М. Лермонтова
    Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, Пушкин и Лермонтов ставят и разрешают следующие вопросы: какова роль поэта в обществе, в чем сущность самого процесса творчества,...смотреть целиком
  7. "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать"
    А.С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться беззаветно. Он не только жил, но и писал. И оттого Пушкин - самое драгоценное,...смотреть целиком