При решении вопроса о роли творчества Пушкина в освободительном, движении его времени необходимо учитывать значение искусства как особой формы общественной деятельности, обусловленной его художественной спецификой. “Пушкин, прочитав стихи Державина:

* За слова меня пусть гложет.
* За дела сатирик чтит

заметил: «Державин не совсем прав: слова поэта суть уже его дела». В силу этого роль Пушкина-художника, воздействующего своим творчеством на общество, и есть его основная роль в освободительном движении. В то же время эта роль определяется не только узкой областью пушкинской собственно гражданской и политической лирики, но непосредственным воздействием всего творчества Пушкина в целом на формирование общественного самосознания в определенном направлении. Самые передовые идеи и устремления эпохи становились в произведениях Пушкина реальными силами общественного и культурного развития. При этом сила эмоционального воздействия пушкинского протеста объективно оказывалась зачастую шире и глубже его политических убеждений.

Русская поэзия 1810—1820-х годов, как и почти всегда в периоды большого общественного подъема, характеризовалась значительным расцветом лирики. Известные закономерности литературного развития скажутся впоследствии в стремлении к наиболее полному, верному, г. е, в конечном счете наиболее реалистическому отражению жизни. Это, в свою очередь, повлечет усиление элементов прозаического способа повествования и, как результат этого процесса, решающее— и качественное, и количественное — преобладание прозы над поэзией. Именно этим и будет характеризоваться развитие русского литературного процесса 40—50-х годов, что, в частности, начнет сказываться уже в творчестве Пушкина. Эпоха же, в которую появился Пушкин и которая способствовала его формированию, была эпохой замечательного расцвета русской лирики. Не случайно почти все выдающиеся поэты тех лет как старшего, так и современного Пушкину поколения проявили себя наиболее полно именно в лирике.

Пушкин был в полном смысле слова законным и полновластным наследником всех богатств мировой поэтической культуры. В то же время Пушкин ничего не заимствовал механически, но, осваивая поэтическую культуру, создавал на этой почве свою собственную, непохожую на предшествующую И невозможную в прежних условиях, неповторимо своеобразную художественную систему, которая в силу того, что она впитала в себя все лучшие достижения предшествовавшего национального развития, приобретала общенациональные характер и значение.

Похожие сочинения

  1. Моё отношение к творчеству Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин – великий национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одарённость, могучая творческая сила. Одной из отличительных...смотреть целиком
  2. Петербург в творчестве А. С. Пушкина
    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”,...смотреть целиком
  3. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  4. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.
    Высшая и истинная цель изучения истории состоит не в заучивании дат, событий и имен - это лишь первая ступень. Историю изучают, чтобы понять ее законы, разгадать какие-то сущностные черты характера народа. Идея закономерности событий истории, их глубокой...смотреть целиком
  5. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?
    Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. В так называемой вольнолюбивой лирике свобода — это, выражаясь современным языком, отсутствие ограничений,...смотреть целиком
  6. ИЗОБРАЖЕНИЕ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
    Крупнейшие мастера русской классической литературы обращали свои взоры на несчастных и обездоленных, показывая чистую душу, страдающую или радующуюся, независимо от социального положения переживающую всю гамму человеческих ЭМОЦИЙ: Одним из первых о судьбе...смотреть целиком
  7. Стихотворение А.С. Пушкина "Пророк"
    А. С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Как раз в то время были наказаны участники декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Это стихотворение было как бы ответом на такой неожиданный поворот событий. В...смотреть целиком