Представим себе такую картину. Голодных людей приглашают в банкетный зал. Столы уставлены яствами — от простых, здоровых и сытных до утонченных, изысканных, ласкающих взор. В далеком конце зала — стол, на котором небрежно свалены полуобработанные продукты, объедки, гниль, сухие корки. И вот толпа бросается мимо вкусной и полезной еды — к помоям и жадно на них набрасывается. Неаппетитно и невозможно? Но ведь так ведем себя мы,
получившие в подарок обязательную грамотность, допущенные к пиру литературы. Мы несемся мимо, жадно устремляясь к объедкам словесности — бульварному роману и дешевому боевику. И не тошнит! Несколько лет изучаем мы Пушкина. Запоминаем на вскг жизнь: Пушкин — гений. Как люди, притворяющиеся верующими, кланяемся иконе и спешим дальше. И не думаем, что своими руками ампутируем у себя кусок души, сознания, поэтому что незаполненная душа отмирает.
Пушкин действительно \"наше все\". Когда начинаешь не \"проходить\", а читать Пушкина, испытываешь легкий ужас: почему он знал все, думал обо всем? Узнаешь о невероятном поступке человека, который оставил благополучную жизнь ради нескольких минут предельного напряжения душевных и физических сил, ради смертельной опасности. Это Вальсингам! \"Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю... Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья — бессмертья, может быть, зарок!\"
Удивляешься: интеллектуал, умница, тонкий, страдающий человек женится на простушке со словарным запасом слов эдак в двести... Почему? А почему трагический Алеко пришел к цыганам и полюбил Земфиру? \"Веселья детского полна, как часто милым лепетаньем иль упоительным лобзаньем его задумчивость она в минуту разогнать умела...
— и наступает раздражающая пресыщенность. Избыток слов, сравнений... Тогда, как глоток чистой воды, спасает Пушкин.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса.
Какая точность и простота, какая \"экономия\" стихотворного пространства! Изысканность и отсутствие нагромождения слов. \"Унылая\" — мелкий дождь, \"очей очарованье\" — что может быть более колдовским, чем эта магия мягкого, повторяющегося \"ч\"... И, усиливая восторг, — \"прощальная краса\", \"пышное увяданье\"!
Зоркость взгляда Пушкина невероятна, такое умение видеть пейзаж и мгновенно отбирать те детали, которые точнее всего передадут его цельность, доступно только утонченным гениям японской поэзии.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Лиственный лес прозрачен, но ветви чернеют. А рядом — зелень, и сверкание, и солнце.
После пушкинской прозы, если читать ее вдумчиво и внимательно, большинство писателей кажутся неряшливо-многословными.
Вспомним \"Путешествие в Арзрум\" — это настоящий образец изысканнейшей русской прозы, равный которому очень трудно отыскать. Вспомним \"Повести Белкина\", открывшие целую литературную эпоху. Вообще все написанное Пушкиным выглядит не только емким, содержательным, но и необыкновенно изящным. Попробуйте поменять местами несколько слов на любой из страниц \"Пиковой дамы\" — и вы поймете, что в пушкинской прозе слова расположены в единственно правильном и гармоничном порядке.
Говорят, что Пушкин устарел. Это ошибка. Читайте Пушкина и найдете близкое и понятное вам. Ведь этот автор многообразен. У него есть \"История пугачевского бунта\", и \"Записки о народном просвещении\", и письма к жене, и ужасающе-провидческое: \"Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный\".
И, думаю, на мой век пищи для души и ума хватит с избытком.

Похожие сочинения

  1. Пушкин - наше все.
    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее,...смотреть целиком
  2. Свободолюбивая лирика Пушкина
    Свобода - ключевое понятие у П-на. Эта тема возникает в его творчестве постоянно. Он исследует разные виды свободы, переосмысливает и видоизменя-ет их содержание. В течение всего творческого пути взгляды П-на на свободу менялись. На раннее творчество...смотреть целиком
  3. Последние года жизни Пушкина. Дуэль и смерть  Новое!
    июле 1824 г. император велел Пушкину оставить Одессу и выехать на новое место ссылку - к родительному имению Михайловского Псковской губернии. Началось “северная ссылка”. Двухлетнее пребывание в Михайловскому было тяжелым испытанием для поэта: одинокость,...смотреть целиком
  4. Мои Пушкин (1)
    То Пушкин, наш поэт великий, Задумчиво явился нам И утешеньем, и уликой Наставшим смутным временам. В. Сологуб Каждый человек живет в своем отрезке времени. У каждого из нас — свой Пушкин. Александр Сергеевич для меня — поэт вечного...смотреть целиком
  5. Образ «северной» столицы в произведениях Пушкина  Новое!
    В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни - лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка - дуэль на Черной речке как символ страданий...смотреть целиком
  6. Петербург в творчестве Пушкина
    Ландшафт Невского устья, где мы допустили небольшие сокращения, увиден глазами Петра – но сначала он подан как внешняя картина, вызывающая к жизни «великие думы», а затем содержание дум раскрывается: * И думал он: * Отсель грозить мы будем...смотреть целиком
  7. Литературный язык в произведениях Пушкина  Новое!
    В произведениях Пушкина литературный язык освободился от ранее свойственной ему в той или иной мере обособленности от живого общенародного языка и стал одной из важнейших форм общенародного языка, органически с ним связанной. Развитие пушкинского стиля...смотреть целиком