Каждому человеку свойственны размышления о смысле и назначении своего творчества. Исключительно высоко оценивал назначение поэта Пушкин. Он предъявлял к поэту – в первую очередь к себе – очень высокие требования.
Возможно, одну из основных задач поэта Пушкин сформулировал в оде «Вольность»:
Хочу воспеть Свободу миру, … На тронах поразить порок.
Другая идея звучит в стихотворении «Эхо». Исследуя эхо как природное явление, поэт приходит к выводу, что поэт и поэзия тоже должны быть эхом, отражать все события, происходящие в мире и, в первую очередь, в России.
Интересно стихотворение «Пророк». Пушкин в нем изображает поэта, томимого жаждой. Внезапно происходит его превращение в пророка. Библейский герой идет по пустыне, и вдруг к нему является «шестикрылый серафим». Сначала он превращает глаза героя в «вещие зеницы», как у орлицы, чтобы тот мог все примечать. Затем уши делает особо чуткими. Теперь герой может слышать даже «гад морских подводный ход». Далее Серафим вырывает «грешный», «празднословный», «лукавый», язык, заменяя на «жало мудрыя змеи». Но это еще не все.
И он мне грудь рассек мечем, … И сердце трепетное вынул, … И угль, пылающий огнем, … Во грудь отверстую водвинул.
Таким образом, жар сердца должен заставлять поэта проповедовать истины, известные только ему. И тут бог оживляет героя, давая ему наставление:
И, обходя моря и земли, … Глаголом жги сердца людей.
Проанализировав это стихотворение мы делаем вывод, что Пушкин пишет в нем о богоизбранности поэта, о том, сто поэт наделен особым даром, что он видит и замечает больше окружающих, а также мыслит глубже и говорит мудрее толпы. А задача перед ним стоит одна – довести до людей свои гуманные ценности и идеалы.
Действительно, поэта коснулся глас Божий. Но нужны ли народу эти истины? В стихотворении уже зрелого Пушкина «Свободы сеятель пустынный» звучат пессимистические нотки.

Но, оказывается, что все это напрасно. Выясняется, что народу не нужна свобода. Ведь у него в крови только одно наследие:
Ярмо с гремушками да бич.
Та же мысль звучит и в стихотворении «Поэт толпа». Здесь рассказывается про поэта, который пел перед толпой, но она его не понимала.
Но, если народ не признает поэзию, надсмехается над ней, то не нужно дорожить «любовию народной». Эта идея отражена в «Поэте». Здесь Пушкин поддерживает, подбодряет поэта, призывает его продолжать творить и не прислушиваться к мнению «толпы холодной»:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной … Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Пушкин высокой целью своей поэзии считал служение России, защиту передовых идей своего времени. Сам он ощущал себя неподкупным голосом, эхом русского народа

Похожие сочинения

  1. Личность и история в творчестве А. С. Пушкина
    Одними из первых начали проявлять интерес к истории романтики, что было обусловлено их стремлением отвлечься от настоящего, его проблем и перенестись в другой, неведомый мир, который привлекал своей непознанностью, загадочностью, где, по мнению романтиков,...смотреть целиком
  2. Дружеская и любовная лирика
    Заветная область лирической поэзии Пушкина. В многочисленных стихотворениях, посвященных друзьям и возлюбленным, раскрылось его понимание этих высших жизненных ценностей, созданы яркие образы друзей и любимых женщин. Дружба и любовь для Пушкина - спутники...смотреть целиком
  3. Тема поэта и поэзии в лирике А. Пушкина и М. Лермонтова
    Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, Пушкин и Лермонтов ставят и разрешают следующие вопросы: какова роль поэта в обществе, в чем сущность самого процесса творчества,...смотреть целиком
  4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА “ДЕРЕВНЯ” И “...ВНОВЬ Я ПОСЕТИЛ...”
    В одном и другом стихотворениях описывается тот же пейзаж, и в обоих стихотворениях этот пейзаж рождает глубокие размышления у лирического героя. Стихотворение “Деревня” изобилует яркими эпитетами (“пустынный, невидимый, лазурный, свободный”)....смотреть целиком
  5. Любовь в творчестве Пушкина  Новое!
    "Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена", - признался как-то Пушкин в письме княгине В.Ф. Вяземской весной 1830 года. Может быть, это откровение было шуткой или молодецкой бравадой. Но, так или иначе,...смотреть целиком
  6. «Друзья мои, прекрасен наш союз»
    За окном сгущались сумерки, неторопливо падал снег. Кругом была такая тишина, что, казалось, только треск дров в жарко пылающем камине напоминал о том, что жизнь не прекращалась. Вдруг Пушкин явственно услышал звон колокольчика. Он бросился к окну....смотреть целиком
  7. Эволюция творчества Пушкина  Новое!
    Эволюция творчества Пушкина соотносилась с литературным процессом в России первой трети XIX в. довольно сложно. Взаимоотношения Пушкина с литературным движением его времени строились качественно неоднородно по десятилетиям: в 1810-е гг., — когда он...смотреть целиком