\"Земли родной минувшая судьба\" не могла не волновать Александра Сергеевича Пушкина. Об этом говорят созданные им произведения.

Одно из первых таких произведений — \"Песнь о вещем Олеге\", написана в 1822 году, в ней дается поэтическая версия автора о кончине великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности, над Византией: \"Твой щит на вратах Цареграда\".

Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителя и освободителя, ярко и сильно звучит в произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. Как прекрасны строки седьмой главы \"Евгения Онегина\", воспевающие подвиг Москвы:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя.
К нему с повинной головою.

В строках стихотворения \"Воспоминания в Царском Селе\" перед нами встают прославившиеся в боях \"Перун кагульских берегов\" Румянцев, \"вождь полунощного флага\" Орлов. Этой же теме посвящено стихотворение \"Бородинская годовщина\", написанное в 1831 году по поводу взятия предместья Варшавы.

Одно из центральных мест в творчестве Пушкина занимает образ Петра 1. Пушкин видел в образе Петра 1 образцового правителя государства. Он пишет в поэме \"Полтава\":

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.

Похожие мысли встречаются и в \"Медном всаднике\", где он говорит о славном правлении Петра, называя его \"властелином судьбы\", поднявшим \"Россию на дыбы\" и прорубившим \"окно в Европу\". Продолжает эту тему неоконченное произведение \"Арап Петра Великого\". В нём поэт рассказал нам о своем предке, прадеде – Ибрагиме Ганнибале.

В драме \"Борис Годунов\" обратился Пушкин к иной эпохе, эпохе смутного времени. Это был период тяжелейших испытании для Руси. Драма \"Борис Годунов\" — в определенном смысле новаторское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. В этом произведении Пушкин, предвосхищая Достоевского, развенчал теорию о цели, оправдывающей средства.

Оба героя – и царь Борис, и Раскольников – совершили преступление и оправдывали свой поступок – \"благими намерениями\", забывая, что именно ими вымощена дорога в ад.

\"Капитанская дочка\" — наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. \"Капитанскую дочку\" автор написал, работая над \"Историей Пугачевского бунта\" — документальным произведением с массой свидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но \"Капитанская дочка\" — это художественное произведение. На разницу этих двух произведений указывала Марина Цветаева в эссе \"Мой Пушкин\", по-своему оригинально проведя границу между понятием реализма и романтизма.

Пушкин-исследователь знает кровавую цену восстания со всеми ужасающими подробностями. Пушкин-поэт помнит о ней, устами Швабрина пугая Машу участью Елизаветы Харловой. Помним о ней и мы, думая о возможности Гринева отправиться, как и его прототип, сержант Кармицкий, с камнем на шее \"вниз по Яику\". Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный Пушкиным, Марина Цветаева назвала словом \"чара\".

В повести \"Капитанская дочка\" Пушкин впервые разработал новый эпический жанр — жанр исторической повести, исторического романа. Отдавая дань поэту, наш современник Давид Самойлов так написал об этом удивительном произведении:

Крестьянский бунт,
Начало русской прозы,
Не свифтов смех,
Не вертеровы слезы,
А заячий тулупчик Пугача,
Насильно снятый с барского плеча.

Тема исторического прошлого Родины всегда волновала Пушкина, как поэта, так и прозаика. Все его произведения описывали разные исторические события, разные исторические эпохи: начиная с полулегендарных событий, описанных в древнерусском памятнике \"Повесть временных лет\", заканчивая совсем еще свежими в памяти поэта и его современников событиями Отечественной войны 1812 года. Нельзя не подивиться гениальности Пушкина, ибо и тут он оказался родоначальником. Созданное им произведение – \"Капитанская дочка\" явилось началом русской исторической прозы.