Солженицын у некоторых из нас перекликается с наименованием творения, открывшего истину о происшествиях, происходящих в нашей стране в период правления грандиозного деспота. Деспота, который увековечил всю свою сущность в шестидесяти шести миллионах истерзанных и убитых и навечно остался самым таинственным и безжалостным субъектом, когда-нибудь находившейся у власти на Руси. «Архипелаг ГУЛАГ» - творение не просто о темницах и лагерях, это сложный разбор эпохи в истории державы Российской, которая позже стала называться «эпоха культа личности». Главной темой этого произведения, по моему мнению, является истина.

Истина о том, что происходило в СССР в 30 - 40 годы. В предисловии своей книги Солженицын говорит о том, что в его книге все события истинны, нет ничего придуманного. Солженицын описывает само бытие, и оно является нам во всей ее обнаженности, в мельчайших деталях. Она все время находится на грани смерти. Человек, его достоинство, свобода расплывается в примитивных физических надобностях организма, стоящего на пределе земной жизни. Солженицын сдирает пелену неправды, которая заволакивала очи многим, в их численности и самая сознательная часть общества - интеллигенция. Солженицын подсмеивается над их Розовыми грезами. Занимательно то обстоятельство, что в своем повествовании писатель не исключает главного героя, а как бы объединяет в своем изыскании миллионы действительных судеб, нравов. Солженицын восстанавливает общественную психологию жителя тоталитарной державы. В каждый дом приходит террор, и уже потекли необузданные потоки людей в лагеря. Брались люди ни в чем не повинные, и в силу того не готовые ни к какому отпору. Формировалось ощущение, что от НКВД укрыться невыполнимо. А им этого и нужно было. Тихая овечка серому по зубам.Среди причин, которые сделали допустимым всю эту жуть, Солженицын показывает на наличие гражданского малодушия у русских людей. Эта исконная безропотность, которая вырабатывалась в русских мужиках столетиями крепостного права, и предоставила потенциал для почитания тиранов. Власть также была сильна тем, что была сделана ставка на самое могучее в человеке - на его естественные инстинкты. Отрок, чье возмужание было не легким процессом, у которого были проблемы с другим полом, тот, который чувствовал себя слабым, это безупречный претендент в следователи ГПУ. Самый беспощадный человек это человек слабый, обретший власть над станами и участями других людей. Власть взращивала все самое подлое и гнусное в людях. Изверг в чекисте не ограничивался никакими пределами. С людьми у этих особей не было абсолютно ничего общего. Поскольку то, что отличает зверя от человека, во властных органах совсем не ценилось. Прибавить еще к этому стройную социалистическую теорию и власть блатных в тюрьмах и лагерях.


А последствия - немыслимый по своим размерам геноцид, направленный на уничтожение русского народа. Геноцид истребил наилучшую его часть и следствия, которого будут видны еще много столетий. Как художественная книга «Архипелаг ГУЛАГ» тоже чрезвычайно увлекателен. Сам писатель именует свое произведение «опыт художественного исследования». К тому же, при жесткой документальности «Архипелаг» всецело художественная работа, в которой вместе со знаменитыми и неизвестными, но в равной степени настоящими заключенными государственного строя функционирует еще одно призрачное лицо - это сам Архипелаг, по каналам которого переправляются с островка на островок люди, пережеванные зверской тоталитарной машиной.

Произведение А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» сохраняет незабываемое впечатление. Размышлять о его значении можно долго. Однако основная значимость «Архипелага» в формировании той самой гражданского героизма, носителем которого выступает сам писатель. Он до глубокой старости сберег способность испытывать сущность вещей. За эту способность он страдает и по сей день, ведь новоиспеченная власть, увидев в писателе Солженицыне извечного борца за справедливость, прикрыла его трансляцию на телевидении. Однако мы, ведающие истину, донесем ее до остальных.