Антон Павлович Чехов - писатель новой эпохи. Его рассказы и пьесы отличаются реалистичностью, в них писатель отражает жизнь русского общества конца 19 - начала 20 веков, Лев Толстой сравнивал Чехова с Мопассаном, однако первого он ставил выше: «... Чехов - лучше его».

Рассказы Чехова передают нам авторское разочарование в общественном устройстве и сатирический смех над пошлостью, мещанством, раболепием, чинопок-лонством, которые имеют место в обществе.
Уже в первых своих рассказах Чехов поднимает вопрос духовной деградации человека. В его произведениях появляются образы так называемых «футлярных» людей - тех, которые настолько ограничены в своих устремлениях, в проявлениях собственного «я», настолько боятся преступить рамки, установленные либо огра-ниченными людьми, либо ими самими, что даже незначительное изменение в привычной жизни приводят порой к трагедии. Трусость, равнодушие, преклонение пред сильными мира сего, самоуверенность и наглость «власть имущих» - так же предмет сатиры Чехова.
Смешное в чеховских рассказах не просто развлекает, но и заставляет содрогнуться и задуматься. Вот перед нами персонаж рассказа «Смерть чиновника» Червяков - один из образов «футлярных» людей, созданных Чеховым. Червяков в театре, увлечен пьесой и «чувствует себя на вершине блаженства». Неожиданно он чихнул и - происходит страшное - Червяков обрызгал лысину старичка-генерала. Несколько раз герой приносит свои нижайшие извинения генералу, но успокоиться так и не может, ему постоянно кажется, что «оскорбленный» генерал все еще сердит на него. Доведя беднягу до вспышки ярости и выслушав гневную отповедь, Червяков будто бы получает именно то, чего он так долго и упорно добивался. «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер». От страха. «Футляр» не позволил Червякову подняться над собственными страхами, преодолеть рабскую психологию. Чехов говорит нам о том, что человек, подобный Червякову, просто не мог бы жить дальше с сознанием такого «ужасного преступления», каковым ему видится нечаянный поступок в театре.
Другой герой Чехова учитель греческого языка Беликов (рассказ «Человек в футляре») становится препятствием общественному движению, его пугает любое движение вперед: обучение грамоте, открытие читальни, помощь бедным. Он терпеть не может собственную работу, ученики нервируют его и пугают. Жизнь Беликова скучна, но вряд ли он сам осознает сей факт. Этот человек боится начальства, но еще больше его пугает все новое. Чехов говорит о Беликове: «действительность раздражала, пугала его, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать, эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое... Для него всегда были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Но при всем при этом Беликов держал в повиновении весь город. Его боязнь «как бы чего не вышло» передавалась другим. Беликов отгородился от жизни, он упорно стремился к тому, чтобы все осталось так, как есть. «У этого человека, - говорил Буркин, - наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который уединил бы его, защитил от внешних влияний». Чехов выносит на суд читателя нравственную пустоту своего героя, нелепость его поведения, нелепость всей окружающей действительности.
Образами «футлярных

Похожие сочинения

  1. Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон»
    Хамелеон — это ящерица, меняющая свой цвет, приспосабливаясь к окружающей среде. Конечно, в маленьком городке, где происходит действие чеховского рассказа, речь идет вовсе не о зоологических исследованиях. Тем более не о пресмыкающихся, а о самой...смотреть целиком
  2. Значение художественного образа в рассказе «Хамелеон»
    Художественной деталью называется одно из средств создания художественного образа, которое помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты характера или...смотреть целиком
  3. Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1)
    А. П. Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае. Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством...смотреть целиком
  4. Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (2)
    «Краткость — сестра таланта», — писал в своей записной книжке Антон Павлович Чехов. Самому ему таланта было, безусловно, не занимать, поэтому мы и сегодня, через сто лет после его смерти, зачитываемся короткими и остроумными рассказами этого гениального...смотреть целиком
  5. Содержание и смысл рассказа А. Чехова «Хамелеон»  Новое!
    Странный у Чехова смех! Что больше читаю чеховские рассказы, то меньше верю в то, что он смеется. Вот идет улицей неизвестного городка местная власть - полицейский надзиратель с городовым. Но фамилия у этой власти как клеймо - Очумелов. Кто же наградил...смотреть целиком
  6. Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (3)
    Частыми объектами высмеивания в коротких забавных рассказах А. П. Чехова становятся лесть и подхалимство, самоуправство и чиноугодничество. Рассказ «Хамелеон» не зря имеет такое название. Всем известно, что хамелеон — это животное, обладающее удивительной...смотреть целиком
  7. Обличение самодержавно-полицейской действительности и раболепия обывателей в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
    А. П. Чехов был учеником великих русских писателей, в частности, Н. В. Гоголя, и в то же время художником, выработавшим свою собственную творческую манеру. В 80-е годы он был свидетелем того, как незначительные чиновники ценою холопства «доходили...смотреть целиком