Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку.
Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основу творчества Антона Павловича Чехова. Ему ненавистны равнодушие к вопросам, волнующим все человечество, паразитизм. В то же время рассказы Чехова проникнуты удивительной верой в будущее, глубоким сознанием того, что все прекрасное на земле может быть создано только трудом.
Л. Н. Толстой назвал А. П. Чехова «несравненным художником жизни». Предметом исследования автора является внутренний мир человека, его мысли и стремления.

О внешности Очумелова известно только то, что он одет в шинель. Видимо, она очень ему дорога, раз он надел ее летом, когда обычно поспевает крыжовник. Шинель новая, значит, Очумелов только недавно был произведен в полицейские надзиратели, и ценность шинели в глазах героя возрастает. Шинель для Очумелова – знак власти, узелок в руке – символ корыстолюбия, без них он невозможен. Важной деталью является то, что шинель распахнута, она придает Очумелову дополнительную значимость, повышает его роль в собственных глазах. Но когда оказывается, что «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине», возможно, генеральская собака, значимость куда то пропадает: «Генерала Жигалова? Гм!.. Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем...» Примечательным является то, что снять он просит не шинель, а пальто. Шинель Очумелова – признак власти для него самого и для окружающих – меркнет в сравнении с генеральской шинелью. Но в завершение рассказа, когда Очумелов понял, что все сделал правильно, он опять в шинели: «Я еще доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади».
В начале рассказа герой идет в распахнутой шинели, в финале же он инстинктивно запахивается. Это можно объяснить, во первых, тем, что ему стало зябко в летнюю жару после пережитого потрясения, поскольку его бросало то в жар, то в холод, а во вторых, тем, что праздник новой шинели был частично испорчен, он понял, что в общем то у него не такой уж важный чин. Запахнутая шинель уменьшается в объеме, а следовательно, уменьшается и величие местного самодура. В то же время, запахиваясь в шинель, Очумелов становится еще более закрытым, еще более официальным.
Шинель Очумелова в рассказе А. П. Чехова – яркая художественная деталь. Это и отличительный признак конкретного полицейского надзирателя, и символ государственной власти вообще, и постоянно меняющая цвет, подобно хамелеону, справедливость закона, толкование которого зависит от социальной принадлежности обвиняемого.

Похожие сочинения

  1. Анализ рассказа «Хамелеон» и осмысление хамелеонства
    «Хамелеон» относится к числу чеховских рассказов, построенных по принципу комической сценки, бытовой зарисовки. Многие писатели-юмористы, современники Чехова, одновременно с ним публиковали такого рода житейские казусы на безобидных юмористических страницах...смотреть целиком
  2. Почему свой рассказ Чехов назвал "Хамелеон"
    1 вариант Удивительное это животное — хамелеон. Прячась от врагов и стараясь незаметно подобраться к насекомым — своим жертвам, эта ящерица быстро и легко может поменять цвет, сливаясь с окружающей средой. Но если такая приспособительная реакция животного...смотреть целиком
  3. Живая картина нравов по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»  Новое!
    1. Реальная картина жизни в рассказе Чехова. 2. Портреты городских обывателей. 3. Умение приспосабливаться как характеристика героя. В своем произведении «Хамелеон» мастеру иронического жанра А. П. Чехову удалось просто, но невероятно достоверно...смотреть целиком
  4. Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон»
    Хамелеон — это ящерица, меняющая свой цвет, приспосабливаясь к окружающей среде. Конечно, в маленьком городке, где происходит действие чеховского рассказа, речь идет вовсе не о зоологических исследованиях. Тем более не о пресмыкающихся, а о самой...смотреть целиком
  5. Говорящие фамилии в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон», как средство характеристики героев  Новое!
    Чехов — мастер художественной миниатюры. Это замечательная возможность сказать читателю коротко о многом. Часто в своих произведениях А. П. Чехов использует такие имена и фамилии, которые отражают манеру поведения, внутренний облик героя, его поступки. Один...смотреть целиком
  6. Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова. Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
    Антон Павлович Чехов - писатель новой эпохи. Его рассказы и пьесы отличаются реалистичностью, в них писатель отражает жизнь русского общества конца 19 - начала 20 веков, Лев Толстой сравнивал Чехова с Мопассаном, однако первого он ставил выше: «... Чехов...смотреть целиком
  7. Роль художественной детали в рассказе Чехова «Хамелеон»  Новое!
    (1 вариант) А.П. Чехова по праву считают мастером художественной детали. Точно и метко подобранная деталь – свидетельство художественного таланта писателя. Яркая деталь делает фразу более емкой. Огромна роль художественной детали в чеховском юмористическом...смотреть целиком