Хамелеон — это ящерица, меняющая свой цвет, приспосабливаясь к окружающей среде.

Конечно, в маленьком городке, где происходит действие чеховского рассказа, речь идет вовсе не о зоологических исследованиях. Тем более не о пресмыкающихся, а о самой обычной собаке неизвестного хозяина — о щенке, очутившемся в центре событий на площади, где, защищаясь, он укусил за палец грубого, очень шумного человека.

События происходят почти молниеносно, словно на театральной сцене.

Вот идет полицейский надзиратель Очумелов. Он прекрасно начал рабочий день, конфисковав у кого-то крыжовник, и к толпе на площади подошел не столько навести порядок, сколько показать себя хозяином ситуации и, может, еще чем поживиться. — Бродяга! Истребить! — орал он на всю площадь, узнав, что собака ничейная, и советовал потерпевшему:

— Ты этого так не оставляй!

Ему даже жарко стало от возмущения и энергичного вмешательства в дело.

Но кто-то высказал предположение, что собака генеральская. Взгляды Очумелова молниеносно сменяются на противоположные: он обвиняет в том, что случилось, самого потерпевшего. Никто уже не ищет причины, из-за чего собака укусила Хрюкина, ему просто не верят, говорят, что сам расковырял палец гвоздиком. Очумелов аж кипит от старания загладить свою вину перед генеральским щенком. Его даже озноб бьет с перепугу:

— Надень-ка, брат Елдырин, на меня шинель…

Генеральский повар вносит ясность:

— Собака не генеральская, у нас таких не держат…

Даже не дослушав до конца, Очумелов с пеной у рта снова поднимает крик:

— Истребить!

Но, услышав продолжение: «Генералова брата» — меняет свой курс на 180°. Теперь, когда поставлены все точки над «і», он уже точно не прогадает. Он отслужит за все свои ошибочные суждения. Он готов извиниться даже перед самим щенком: «Сердитая, шельма…». Появляется даже ласковое обращение: «Цуцик этакий». А вершина всего — просто переход на собачий язык: «Р-р-р!». Кажется, еще минута — и Очумелов станет на четвереньки или упадет на колени перед щенком, которого искренне готов был истребить, к которому в душе своей был совершенно равнодушен, если бы не отблеск генеральского сияния.

Правда, похоже на хамелеона? Только меняет не цвет кожи, а свое поведение, свои взгляды, свое отношение к людям, а значит — и к своим служебным обязанностям. Значит, Чехов в своем сатирическом рассказе обличает не какого-то конкретного человека, а высмеивает типичное явление — приспособленчество, продажность чиновников, их пренебрежение своими служебными обязанностями, взяточничество. Изменится руководство — они приспособятся к другому. Изменится государственный строй — они переделают лозунги.

…Есть в одном из изданий Чехова иллюстрация к рассказу «Хамелеон»: огромный флюгер в виде полицейского и во все направления — руки с указующим перстом. Куда ветер подует…

Похожие сочинения

  1. Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон"
    Рассказы А. П. Чехова полны не только тонкого юмора, но и острой иронии. Читая их, мы часто смеемся над тем, с чем сталкиваемся в повседневной жизни, но не обращаем на это внимание — настолько обычными стали хитрость и лесть, ложь и приспособленчество. В...смотреть целиком
  2. Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1)
    А. П. Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае. Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством...смотреть целиком
  3. Живая картина нравов по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»  Новое!
    1. Реальная картина жизни в рассказе Чехова. 2. Портреты городских обывателей. 3. Умение приспосабливаться как характеристика героя. В своем произведении «Хамелеон» мастеру иронического жанра А. П. Чехову удалось просто, но невероятно достоверно...смотреть целиком
  4. Почему свой рассказ Чехов назвал "Хамелеон"
    1 вариант Удивительное это животное — хамелеон. Прячась от врагов и стараясь незаметно подобраться к насекомым — своим жертвам, эта ящерица быстро и легко может поменять цвет, сливаясь с окружающей средой. Но если такая приспособительная реакция животного...смотреть целиком
  5. Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (2)
    «Краткость — сестра таланта», — писал в своей записной книжке Антон Павлович Чехов. Самому ему таланта было, безусловно, не занимать, поэтому мы и сегодня, через сто лет после его смерти, зачитываемся короткими и остроумными рассказами этого гениального...смотреть целиком
  6. Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (3)
    Частыми объектами высмеивания в коротких забавных рассказах А. П. Чехова становятся лесть и подхалимство, самоуправство и чиноугодничество. Рассказ «Хамелеон» не зря имеет такое название. Всем известно, что хамелеон — это животное, обладающее удивительной...смотреть целиком