1. Реальная картина жизни в рассказе Чехова.
2. Портреты городских обывателей.
3. Умение приспосабливаться как характеристика героя.

В своем произведении «Хамелеон» мастеру иронического жанра А. П. Чехову удалось просто, но невероятно достоверно отразить правдивую картину жизни, представив ее такой, какова она есть на самом деле. В рассказе автор высмеивает такие черты, как пошлость, мелочность и идолопоклонничество. На примере незатейливого сюжета Чехову удалось очень ярко и образно передать картину жизни, актуальную во все времена. Реалистичность произведения проявляется уже в самом начале, с описания обыкновенных видов городской жизни. Вот по базарной площади идет полицейский надзиратель Очумелов с городовым. Их внимание привлекает толпа. Читатели узнают о конфликте золотых дел мастера Хрюкина с маленьким щенком. Далее основной сюжет сконцентрирован на личности надзирателя.

Кто такой Очумелов? Можно ли считать его типичным представителем своей профессии? Едва ли, скорее его профессиональная принадлежность призвана усугубить драматизм ситуации. Ведь этот человек находится на государственной службе, от него зависит благополучие города и окружающих. Очумелов — мелкий и подобострастный человек, старающийся быть в курсе происходящих вокруг событий для того, чтобы иметь возможность извлечь личную выгоду. Неизменную улыбку вызывают его попытки узнать, чья это собака, чтобы на основании этого решить, что делать с пострадавшим Хрюкиным.

Благодаря авторскому таланту читатели могут досконально представить себе этого человека, нарисовать его психологический портрет. Этот наверняка очень важный господин не перестает демонстрировать свою значимость перед подчиненными, дабу они знали свое место, но перед вышестоящими личностями моментально становится похожим на хамелеона. Не зря рассказ был назван именно так. На протяжении всего произведения читатели следят за неоднократной сменой настроения Очумелова. Он запросто меняет мнения и взгляды в зависимости от обстоятельств. Вся его сущность сосредоточилась в единственном ответе на вопрос о том, кто является хозяином данной собаки? В зависимости от этого меняются и эпитеты в адрес главного виновника, Очумелов то называет щенка «бродячим скотом», который, без сомнения, подлежит истреблению, то совершенно меняет характер обращения.

«— ...Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?.. Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!»

Таким образом, виноватым временно становится Хрюкин. Но ненадолго, совсем скоро Очумелов вновь меняет позицию, лишь только кто-то из толпы говорит, что собака вовсе не генеральская:

«— Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — черт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить!»

Укушенный Хрюкин восстанавливает статус пострадавшего. Впрочем, это не последняя смена «окраски». Очумелов реагирует на смену информации молниеносно. Интересной деталью является его обращение к подчиненному Елдырину и приказы то снять, то, напротив, надеть на него пальто. Своими рассуждениями о погоде Очумелов выигрывает время, чтобы сориентироваться в новых сведениях, в то же время его реакция на окружающую среду выдает крайнюю степень напряжения. Надзиратель высказывает абсолютно противоположные мнения, это тоже яркая характеристика героя.

«Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем...», и тут же: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит...».
Интересно наблюдать переходную реакцию Очумелова. Когда повар отвечает, что таких собак отродясь у генерала не было, он восклицает: «И спрашивать тут долго нечего.

...Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая... Истребить, вот и все», хотя буквально несколько секунд назад он придерживался совершенно противоположного мнения.

Вместо того чтобы заняться своими непосредственными обязанностями, в частности, устранить беспорядок, который якобы и привлек его внимание изначально, он старается изыскать возможность выразить подобострастие некому вышестоящему господину.

Основным способом создания образа Очумелова является его речь. Она мгновенно изменяется в зависимости от ситуации, от грубости и угроз надзиратель переходит к заискивающему тону, начинает лебезить. Речь его во многом нелепа, так, в начале произведения Очумелов выражается явно неграмотно:

«— По какому это случаю тут?.. Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал!»

Поэтому напрашивается вывод, что в данном произведении примерен классический способ обличения таких пороков, как невежество, лицемерие, грубость и подхалимство путем их высмеивания. Этот прием типичен для произведений того времени, когда в обществе процветали названные черты.

«— Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? - спрашивает Очумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления. — Ишь ты, господа! А я и не знал! Погостить приехали

— В гости...

— Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...».

Во многих рассказах Чехова герои могут «похвастаться» лестью и подхалимством. Данное произведение можно с равной степенью справедливости отнести как к смешным, так и к грустным. Очевидно, что автор печалиться от того факта, что человек, обладающей властью, так далек от идеального образа. На месте Очумелова должен быть совсем иной герой: честный, неподкупный, законопослушный и одновременно высокоразвитый в моральном отношении. Как была бы решена описанная ситуация в данном случае, остается лишь догадываться, однако общество можно было справедливо считать здоровым.

Похожие сочинения

  1. Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова. Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
    Антон Павлович Чехов - писатель новой эпохи. Его рассказы и пьесы отличаются реалистичностью, в них писатель отражает жизнь русского общества конца 19 - начала 20 веков, Лев Толстой сравнивал Чехова с Мопассаном, однако первого он ставил выше: «... Чехов...смотреть целиком
  2. Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1)
    А. П. Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае. Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством...смотреть целиком
  3. Тема хамелеонства  Новое!
    (1 вариант) В ранний период творчества Антон Павлович Чехов пишет серию юмористических рассказов, в которых смеется над различными недостатками людей. В небольшом произведении «Хамелеон» раскрывается тема хамелеонства. Писатель от души смеется над...смотреть целиком
  4. Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон"
    Чехов по праву считается мастером короткого рассказа. За долгие годы работы в юмористических журналах автор научился в небольшой объем вкладывать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны обширные, подробные описания, длинные монологи. Именно...смотреть целиком
  5. Роль художественной детали в рассказе Чехова «Хамелеон»  Новое!
    (1 вариант) А.П. Чехова по праву считают мастером художественной детали. Точно и метко подобранная деталь – свидетельство художественного таланта писателя. Яркая деталь делает фразу более емкой. Огромна роль художественной детали в чеховском юмористическом...смотреть целиком
  6. Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»
    Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство...смотреть целиком
  7. Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»  Новое!
    Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80 е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность,...смотреть целиком