*

Само существо человеческой личности – в последней своей основе есть то таинственное начало, которое Достоевский в одном из набросков к «Братьям Карамазовым» называет «чудом свободы». Это есть по истине «узкий путь», со всех сторон окруженный безднами греха, безумия и зла. По-видимому, Достоевский держался даже мнения, что духовное просветление, обретение даров благодати без опыта греха и зла вообще невозможно. Во всяком случае он дает потрясающее своей правдой подтверждение той евангельской истины, что на небесах больше радости об одном кающемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках.

Этим определяется совершенно своеобразный гуманизм Достоевского, в котором открывается выход из кризиса всего прежнего гуманизма. Решение Достоевского, в сущности, чрезвычайно просто, как просто все истинно гениальное. Достоинство человека, его право на благополучие, его право на уважение основаны не на каком-либо моральном или интеллектуальном совершенстве человека, не на том, что он разумен, добр или обладает «прекрасной душой», а просто на глубине онтологической значительности всякой человеческой личности… Все, даже самые идеальные мерила добра, правды и разума меркнут перед величием самой онтологической реальности человеческого существа. Этим определяется глубокая, трогательная человечность нравственного миросозерцания Достоевского.

В «Дневнике писателя», в последние годы жизни Достоевский выразил это в словах:» Без высшей идеи не могут существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна, а именно идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные высшие идеи, которыми может быть жив человек, лишь из одной ее вытекают. Чтобы обрести эту Истину, Достоевский прошел сам и провел нас всех через те ужасы, которые изображены в его сочинениях, показал нам земной ад; из глубин ужасов и последних падений он научился взывать ко Господу, – «так замечательно верно заканчивает Л. Шестов свою концепцию духовных поисков писателя. И с ним нельзя не согласиться.

Верным ориентиром на этом пути духовных поисков была для Достоевского Библия. Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точное изваяние мира и человека, и характеров человеческих, и названо все, и указано на веки веков. И сколько тайн разрешенных и откровенных… Эта книга непобедима… Это книга человечества,» – находим мы слова в статье «Социализм и христианство».

Для художника мир Библии – отнюдь не мир какой-либо из древних мифологий, но мир вполне реальный, являющийся ощутимой частью собственной жизни. В этой Книге писатель видит совсем иной уровнень надмирного бытия. Для него это не просто книга, но и своеобразная полнота книг, то семя, в котором уже пребывают прекрасные плоды христианской словесности и шире – культуры в целом.

Библия – «алфавит духовный», без знания которого, по Достоевскому, невозможно творчество для современного художника. В «общении» с ней Достоевский открывает высшие истины, художественно запечатленные в его произведениях. Библия по существу в последние годы становится для писателя одним из главных источников идей, создающих философско-религиозный подтекст романов.

Говоря об особенностях своей эпохи, Достоевский указывал как на одну из главнейших черт ее на пробуждение у самых широких слоев населения сознательного интереса к таким глубоким, коренн

Похожие сочинения

  1. Гордый человек в произведениях Ф. М. Достоевского
    Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский Федор Михайлович Достоевский...смотреть целиком
  2. Достоевский сегодня   Новое!
    Интерес к творчеству Ф.М. Достоевского вот уже третье столетие не ослабевает во всём мире. В США и Великобритании, Германии и Японии, других государствах, не говоря уже о России и Украине, написаны сотни исследований, посвящённых анализу произведений...смотреть целиком
  3. Мое восприятие Достоевского  Новое!
    Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны... М. Горький Сила и величие русских классиков XIX века заключались в глубоком демократизме, в бескомпромиссном...смотреть целиком
  4. Роль идеи в судьбе героев
    Русскую литературу всегда отличала неистребимая жажда разрешения актуальных общественных проблем. Лучшие писатели чувствовали себя носителями истины, проповедниками, учителями жизни. Соответственно и герои их произведений-— это “герои мировоззрения”,...смотреть целиком
  5. "Некрасов - поэт страдания" (Ф.М. Достоевский).
    \"Некрасов - поэт страдания\" (Ф.М. Достоевский). Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая—«страдания народа», И что поэзия забыть ее должна,— Не верьте, юноши! Не стареет она. Н. А. Некрасов Лирика Николая Алексеевича Некрасова...смотреть целиком
  6. Дети на страницах произведений Ф. М. Достоевского
    Все его повести и романы — огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде. А. В. Луначарский Федор Михайлович Достоевский трепетно, бережно и искренне относится к своим героям. Описывая женщин...смотреть целиком