Очень часто Ф. Достоевского называют психологом. Но сам писатель отказывался от подобного титула. В своей записной книжке он писал: «Меня зовут психологом: не­правда, я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой». Задачу настоящего писателя-реалиста Ф. Достоевский видел в том, чтобы исследовать человеческую душу до самых потаенных глубин, до самого дна. Возможно, при этом он надеялся, что душа человеческая — не бездонная пропасть, что на каком-нибудь из ее уровней есть некая твердь, основа, хоть какая-то точка опоры. Обнаружить эту точку опоры и стремился писатель-ре­алист Ф. Достоевский: «Моя задача — при полном реализ­ме найти в человеке человека». И на этом пути он проявил себя как истинный философ и неповторимый мыслитель. Никому из русских писателей, кроме Ф. Достоевского, не удалось, так сказать, пережить смерть и воскресение. Нахо­дясь под следствием по делу петрашевцев, он был выведен на Семеновский плац для казни и умер для прежнего миро­воззрения (западнического, атеистически-социалистического, изложенного в романе «Бедные люди»), побывал на каторге (в «Мертвом доме») и воскрес в ином облике. И благодаря этим событиям творчество Ф. Достоевского приобрело уникальность, стало мировым феноменом. Как отмечает Г. Гачев, писатель «принес новый завет и скрижа­ли — с того света. Потому все в нем — сверх: и человек, и требования его к себе и миру и любви». Л. Толстой, также искавший внутреннюю точку опоры, нашел ее в человеческой совести. А вот жить по чужой совести, даже Христовой, — это значит обманывать себя. Не так думает Ф. Достоевский. Согласно традиционным взглядам, настоящий христианин должен жить по воле Христа. Поступать так, как «Христос велел», — выше и правильнее. Так ты становишься ближе к Богу. Размышляя о манере русских богомольцев просить ми­лостыню «ради Христа», философ К. Леонтьев пишет: «Это ради Христа очень важно. — “Дайте не потому, что вы добры и великодушны”. — Это все личная гордость; дай­те потому, что Христос велел давать просящим». Ф. Достоевский придерживается тех же убеждений. Он считает, что жить следует по совести Христа, потому что на свою собственную совесть человеку надеяться не приходится: «Совесть без Бога есть ужас, она может за­блудиться до самого безнравственного. Недостаточно оп­ределять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения? Проверка же одна — Христос». Ту же идею писатель воплощает в художественных об­разах своих произведений. А вот в совесть как в реальность человеческой души он не верит. Он все глубже проникает в эту загадочную душу и пытается на атомно-молекулярном уровне исследовать ее вещество. И вдруг в какой-то момент он обнаруживает, что дальше ничего нет, что дальше — пустота. В «Записках из подполья» писатель ус­тами одного из героев высказывает следующую мысль: «…На деле мне надо, знаешь чего: чтоб вы провалились, вот чего! Мне надо спокойствия. Да я за то, чтоб меня не беспокоили, весь свет сейчас за копейку продам. Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить». В точнос­ти, как у Н. Гоголя в «Мертвых душах» о Гоге-Магоге: «Дайте ему нож и выпустите на большую дорогу, — заре­жет, за копейку зарежет». Крайнее потребительское отношение к миру раскрыва­ется и в образе капитана Лебядкина из романа «Бесы», который в категоричном тоне провозглашает: «Плюй на все и торжествуй!»; «Брачных и законных наслаждений же­лаю!». В результате своих поисков Ф. Достоевский делает от­крытие, удивившее и поразившее писателя: самую суть че­ловеческой души составляет даже не зло, а нечто во мно­го раз более ужасное — полное равнодушие к добру и злу. Человеческий тип, открытый и описанный Ф. Досто­евским, вступил в XX век, совершил несколько револю­ций и зашагал вперед, покоряя пространство и время. Не потому ли сегодня мы видим вокруг себя столько жестоко­сти, примеров морального падения, духовной глухоты и немоты? Не потому ли и жизнь человеческая — самый драгоценный божественный дар — ценится у нас в копей­ку? Так было, так есть и так, к огромному сожалению, будет до тех пор, пока мы не поведем решительную борь­бу с мировым злом — равнодушием.

Похожие сочинения

  1. Слово на могиле Достоевского
    Все мы сошлись здесь ради общей нашей любви к Достоевскому. Но если Достоевский всем нам так дорог, значит, все мы любим то, что он сам более всего любил, что ему было всего дороже; значит, мы верим в то, во что он верил и что проповедовал. А то зачем...смотреть целиком
  2. Гуманизм романов Достоевского
    Центральной проблемой романа Достоевского «Преступление и наказание» является объяснение причин преступления Раскольникова. Почему образованный, добрый и совестливый, явно с душой и сердцем молодой человек совершил зверское убийство старухи-процентщицы...смотреть целиком
  3. Говорящие заглавия произведений XIX века
    Говоря о Федоре Михайловиче Достоевском, необходимо сразу сказать о двойственности, противоречивости писателя. С одной стороны — протест против социальной несправедливости, которую автор видел повсюду, против угнетения человека человеком, против власти...смотреть целиком
  4. "Жизнь скучна без нравственной цели" (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
    В чем состоит трагедия Печорина? Печально я гляжу на наше поколение! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов. Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...смотреть целиком
  5. Отличительная особенность работы Достоевского
    Достоевской, в повести «Вечный муж» в картине семейного быта и нравов Захлебининых автор запечатлел многие стороны жизни своих родственников Ивановых10. В черновых тетрадях к «Бесам» имеется следующая запись (она в иной редакции через несколько страниц...смотреть целиком
  6. Бесовство по Достоевскому
    Знаешь... что я тебе скажу: если 6 только я зарезал из того, что голоден был, то и теперь бы счастлив был! Знай ты это! Раскольников Бесовство по Достоевскому — это прежде всего отрицающее, разрушительное начало мира,...смотреть целиком
  7. Ранние романы и повести – художественный анализ
    Ранние романы и повести В истории мирового романа Федору Михайловичу Достоевскому (1821—1881) принадлежит одно из первых мест. Его творчество обогатило художественное самопознание человечества и явилось громадным вкладом в развитие реализма в мировом...смотреть целиком