В поэтике Достоевского цветы могут стать и косвенной характеристикой индивидуальных особенностей героев. В “Униженных и оскорбленных” больная Нелли любит, когда ее выводят в небольшой весенний садик с “только что распустившейся сиренью”. А когда Маслобоев подарил ей букет сирени, “она очень обрадовалась и с наслаждением поглядывала на цветы, которые поставили перед ней в стакане”. Согласно “языку цветов”, сирень была символом первых, пробуждающихся любовных влечений и одновременно намекала на неразделенную любовь, обреченную на трагическую развязку6. Такова в романе суть отношений Нелли к Ивану Петровичу. Но есть у Достоевского и неожиданные сближения. Нелли сознается, что ей особенно нравятся нарциссы: “…Я их больше всех цветов люблю”.

В романе “Преступление и наказание” Свидригайлову во сне пригрезился коттедж в парке, утопающий в цветах: “он особенно заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарцизов, склоняющихся на своих ярко-зеленых, тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом. Ему даже отойти от них не хотелось”. В самом портрете Свидригайлова есть нечто “нарцистическое”: красивое “белое” лицо “с светло-белокурою бородою и с довольно еще густыми белокурыми волосами”.

Традиционными вариантами семантики нарцисса были самолюбие и гордость. Эти качества свойственны ожесточившемуся сердечку Нелли; у Свидригайлова же они перерастают в крайнюю, почти сатанинскую гордыню и жажду самоутверждения. В романе “Идиот” букет красных камелий, историю которых рассказывает Тоцкий, не только вызывает воспоминания о романе А. Дюма-сына “Дама с камелиями”, но и характеризует развращенность и сладострастие самого Тоцкого, а также двусмысленность поведения той женщины, которой предназначались камелии.
Редкостные цветы - повторяющаяся в романах Достоевского черта быта, отличающая высшие слои. В “Идиоте” Лебедев, стараясь сделать свою дачу привлекательной для состоятельных жильцов, ставит на террасе в кадках “несколько померанцевых, лимонных и жасминных деревьев”. Но в то же время все эти растения оказываются связанными с любовной тематикой. Жасмин крупноцветковый (садовый) означал чувственность или страстное влечение, цветы лимона или померанца составляли непременный атрибут свадебного убора невесты. Это могло характеризовать для читателя и обстановку в семействе самого Лебедева, у которого три дочери, и одна из них - уже на выданье.

В то же время вокруг уютной террасы кипят страсти любви и ревности: здесь Аглая с вызовом читает пушкинскую балладу о “рыцаре бедном”, вставив в нее инициалы Настасьи Филипповны; возле террасы Настасья Филипповна, остановив коляску, устраивает скандальную сцену Евгению Павловичу Радомскому и т.д. Комнатный же вид жасмина, в отличие от своего садового собрата, символизировал чистосердечие. Это уже относилось к князю Мышкину, поселившемуся у Лебедева. Однако именно то, что князь в силу наивного простодушия запутался в своих брачных намерениях (о чем напоминают связанные с матримониальной тематикой цветы лимона и померанца), и вызывает нагнетание конфликтов вокруг дачной террасы.
Рисуя облик провинциальной усадьбы, Достоевский упоминает о липах, ставших традиционным элементом парковой культуры XIX века. Даже в крошечном имении Даровое, где Достоевский провел свое детство, была у дома липовая аллея, дошедшая до наших дней. В “Подростке” Аркадий смутно вспоминает свою детскую жизнь в деревне: “Помню еще около дома огромные деревья, липы, кажется, потом еще иногда сильный свет солнца в отворенных окнах, палисадник с цветами…”. Аналогичны воспоминания Тришатова: “Мы сидели на террасе, под нашими старыми липами…” В “Братьях Карамазовых” Дмитрий, опасаясь, что Грушенька соблазнится посулами его отца, наблюдает за карамазовским домом из соседнего сада, прячась в беседке “среди густо стоявших лип и старых кустов смородины и бузины, калины и сирени”. Это не просто типичное изображение провинциального запущенного сада.





В народных песнях любовная тема часто сопровождается рассказом о саде, в котором молодец или девица гуляют и ждут своих суженых. Как правило, этот “любовный” сад идеализирован, украшен цветами и зреющими ягодами; с помощью подобных образов раскрывается символика развития взаимоотношений героев, ведущих от первых признаний к сватовству и свадьбе.

Сирень, как уже говорилось, хоть и входила в свод растений, связанных с любовными переживаниями, но не сулила счастья и предрекала разлуку. Но особенно значимыми были два растения, настойчиво упоминаемые писателем и в другой сцене. Мучимый ревностью и подозрениями, Дмитрий подкрадывается в темноте к дому и смотрит, что происходит за окнами отцовской комнаты из-за “больших, высоких, густых кустов бузины и калины”. В энциклопедии “Мифы народов мира” говорится: “Бузина в мифоэпических представлениях разных народов принадлежит к числу, как правило, сомнительных растений, связанных с несчастьем, смертью, злыми духами…”.

На Руси верили, что бузина - колдовское дерево, способное навевать дурные сны и внушать темные мысли. Бузина словно одурманивает Дмитрия, поверившего в продажность Грушеньки и готового убить отца. Свет, падающий из окон, озаряет перед ним ближайший куст: “Калина, ягоды какие красные! - прошептал он”. Ягоды калины в романе ассоциируются с каплями крови, которая дважды прольется в этот вечер; Дмитрий ударит настигшего его в саду слугу Григория, а Смердяков убьет Федора Павловича Карамазова.
В то же время калина намекает и на первопричину всего, что произойдет в этот вечер. А. Н. Афанасьев, фольклорист и этнограф XIX века, отмечал, что зачастую в народной поэтике “девичья краса превращается в калину, так как красный цвет ягод калины, на основании древнейшего, коренного значения слова “красота”, принят был символом этого эстетического понятия”9. “Инфернальная”, по определению Дмитрия, красота Груши, доводящая до исступления и отца, и сына, приводит к семейному конфликту, закончившемуся трагедией.

В народных песнях образ калины чаще всего связан с мотивами горькой любви, вынужденной разлуки. У Достоевского калина становится поэтическим символом, раскрывающим взаимоотношения Грушеньки и Дмитрия и предрекающим их скорое расставание. Смердяков, задумав убить Федора Павловича и присвоить деньги, припасенные им для Грушеньки, заставляет повернуться Карамазова спиной, так же указывая на калину за окном и отождествляя ее с Грушенькой: “Да вон она, говорю, вон она в кусте-то смеется вам, видите?” Украденные тысячи он прячет в саду в дупле яблони. В народной традиции яблоня, помимо прочих значений, напоминала и о греховном искушении (якобы именно с яблони Ева по дьявольскому наущению сорвала запретный плод).
удах Достоевского

Похожие сочинения

  1. Слово на могиле Достоевского
    Все мы сошлись здесь ради общей нашей любви к Достоевскому. Но если Достоевский всем нам так дорог, значит, все мы любим то, что он сам более всего любил, что ему было всего дороже; значит, мы верим в то, во что он верил и что проповедовал. А то зачем...смотреть целиком
  2. Истоки творчества Ф.М.Достоевского
    Сначала была Голгофа. Он стоял на эшафоте, ослепленный после томительных месяцев угрюмой одиночки серостью зачинающегося петербургского утра 22 декабря 1849 года. Самого обычного для всех и последнего теперь уже, наверное, для него. До смерти...смотреть целиком
  3. Христианские мотивы в прозе XIX века
    То, что справедливо и несправедливо,— не дано судить людям Л. ТОЛСТО! Обладая чутким сердцем, Достоевский болезненно откликался на страдания униженных и оскорбленных, которые всею силою души ненавидели хозяев помещичье-буржуазного общества Но многие...смотреть целиком
  4. Человек - целый мир (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
    Тема "маленького человека" впервые была затронута в творчестве А.С.Пушкина ("Станционный смотритель"), Н.В.Гоголя ("Шинель"), М.Ю.Лермонтова ("Герой нашего времени"). Герои произведений этих выдающихся писателей...смотреть целиком
  5. Духовные поражения и победы героев Ф.М.Достоевского
    "Бес богатства", "ротшильдовская идея" стали для Достоевского предметом специального художественного исследования в романе "Подросток". В мире разрушаемых ценностей, относительных идей, скептицизма и шатания в главных убеждениях...смотреть целиком
  6. Идейная направленность романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»
    Роман «Униженные и оскорбленные» впервые был опубликован в 1861 году в журнале «Время». В статье «Забытые люди» Добролюбов назвал Достоевского «одним из замечательнейших деятелей нашей культуры», а его роман «Униженные и оскорбленные» —лучшим культурным...смотреть целиком
  7. Достоевский Ф. М. Гениальность писателя неоспорима
    Максим Горький, во многом не соглашавшийся с Достоевским, порою страстно с ним полемизировавший, признавал: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру». Искусство конца XIX и XX вв....смотреть целиком