Максим Горький, во многом не соглашавшийся с Достоевским, порою страстно с ним полемизировавший, признавал: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру». Искусство конца XIX и XX вв. во многом развивается на основе художественных открытий великого русского писателя, внесшего огромный вклад в историю мировой культуры.
После «Бедных людей» Достоевский переживает трудный творческий период, связанный с поисками своего пути в литературе, не всегда совпадающего с принципами «натуральной школы». Идейно-эстетическая программа Достоевского уже в 40-е годы основывалась не только на защите достоинства «маленьких людей», но и на изображении двойственной натуры человека, сложном сочетании в ней «добра» и «зла». Новые тенденции, проявившиеся у Достоевского, были непривычными и даже странными. Он сам еще только начал разрабатывать свойственные только ему одному идеи, и Белинский не успел осмыслить и оценить их в историко-литературной перспективе. Так возникло серьезное расхождение между критиком и молодым писателем.
Белинский в 40-е годы неустанно проповедовал идеи атеизма. Жизнь и людей он рассматривал с позиций просветительского рационализма: «Свет победит тьму,— писал Белинский,— разум победит предрассудки… будет новая земля и новое небо» [6, 96. Достоевский же при всем увлечении идеями утопического социализма (он был постоянным участником кружка Петрашевского) уже тогда обращается к более углубленному изучению человека, его сложности, непредсказуемости его поступков, к миру таинственных предчувствий, психологических загадок и странностей. Душевное богатство героев Достоевского может сочетаться с эгоистической погруженностью в свой мир, трагически недоступный другому человеку. Так возникает внутренняя разобщенность людей, ставящая под сомнение возможность осуществления социалистических идеалов, надежд на торжество светлого будущего человечества, основанного на принципах разума, науки, просвещения.
Так, в «Двойнике» (1846) Достоевский показал мучительное раздвоение личности, психологическое «двойниче-ство», порожденное не только и не просто противоречиями общественных отношений, но и противоречивостью самой человеческой натуры, сочетанием в ней благородного и низменного, великодушия и зависти. Проблема «двойничества» станет впоследствии характерной чертой таких произведений Достоевского, как «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». Не совсем удачной получилась у Достоевского «Хозяйка» (1847), которую в особенности критиковал Белинский. Но, как установлено уже в нашем литературоведении, ее значение велико в перспективе всего дальнейшего творчества писателя. В повести сделана одна из первых попыток подняться над привычным уже уровнем бытового повествования, поставить большие проблемы смысла жизни, отношения народа и интеллигенции. Все это отзовется в последующем творчестве писателя, но уже на более высоком идейно-художественном уровне. Горькое сожаление о недостижимости утопической мечты о всеобщем братстве звучит в одном из самых светлых произведений Достоевского — повести «Белые ночи» (1848).
В 1848 г. Достоевский вместе с другими петрашевцами был арестован и приговорен к смертной казни, которая лишь в самый последний момент была заменена каторжными работами. Пребывание на каторге оставило неизгладимый след в мировоззрении Достоевского и прямо или косвенно отразилось во многих его художественных произведениях. Достоевский вернулся в Петербург в 1859 г.— в самый разгар общественного подъема. Положение его в литературной жизни в то время было не очень определенное. Первые произведения, опубликованные им сразу же после возвращения («Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели»), прошли незамеченными, хотя Фома Опискин, несомненно, был художественным открытием Достоевского. В традиционном «маленьком человеке» писатель увидел черты тирана и самодура. Объяснение такой трансформации простым воздействием неблагоприятной среды оказалось недостаточным. Достоевский продолжает настаивать на необходимости исследования сложной психологии человека, далеко не всегда поддающегося прямолинейным рационалистическим объяснениям. Если Белинский в связи с анализом «Евгения Онегина» сказал, что зло скрывается не в человеке, а в обществе, то Достоевский после каторги утверждает противоположное: зло находится прежде всего в самой натуре человека.
Интерес к творчеству Достоевского возник на Украине еще при жизни писателя. Большую роль в популяризации его произведений среди украинских читателей сыграл М. Драгоманов. Выдающийся публицист призывал украинских писателей учиться на лучших образцах русской реалистической классики, в том числе и на книгах автора «Бедных людей».
С большим интересом относился к великому русскому писателю И. Я. Франко. Многое отличало Франко и Достоевского и мировоззрению, и по художественному методу. Однако Франко не мог не учитывать творческих достижений Достоевского, порою принимая, порою отталкиваясь от него. Так, Ю. Янковский убедительно показал, что в ряде случаев не только Франко-публицист, но и Франко-писатель полемизировал с Достоевским, осуждая идеи всепрощения, смирения, не принимая излишнюю «патологию» в изображении душевных переживаний. В противоположность Достоевскому понятия «добра» и «зла», душевную раздвоенность героев украинский писатель истолковывал всегда в социальном плане’. В целом же для Франко несомненной была роль, сыгранная гениальным русским художником в развитии мировой литературы. Так, сопоставляя великого «натуралиста» Золя с великим «реалистом» Достоевским, Франко отмечал, что у русского писателя люди всегда стоят на переднем плане, а их душевное состояние является той атмосферой, которая заполняет все произведение, мучает и потрясает читателя.
А. В. Чичерин считает, что ни один другой русский писатель не оставил в прозе Франко такого глубокого следа, как Достоевский. Выдающиеся деятели украинской литературы высоко ценили достижения Достоевского-реалиста и отмечали его влияние на украинских и западноевропейских писателей. Так, Леся Украинка считала, что польский писатель С. Жеромский был близок Достоевскому бесконечной жалостью и сочувствием ко всем униженным и обездоленным, изображением безысходного одиночества и самоуглубления. Ольга Кобылянская в автобиографии писала, что на нее наибольшее влияние оказали Тургенев и Достоевский. М. Коцюбинский называл Достоевского среди тех писателей мировой литературы, которые влияли на формирование его собственных литературных вкусов.
Автор «Преступление и наказание» и «Братя Карамазовы», подобно другим великим русским классикам, дал всему миру многочисленные примеры страстной и неустанной борьбы за осуществление вековых надежд человечества, приближение светлого будущего, за формирование нового человека. Утверждение благородных гуманистических идей, высоких идеалов свободы, мирного развития и процветания было проявлением той «всемирной отзывчивости», о которой в свое время говорил Достоевский. Эти отличительные черты русской литературы, определившие ее мировое значение, специально отмечал Иван Франко: «Если произведения литератур европейских нам нравились, пробуждали наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русских мучили нас, пробуждали нашу совесть, будили в нас человека, будили любовь к бедным и униженным». Легко заметить, что Франко, говоря о всей русской литературе, имел в виду прежде всего Достоевского.
Выдающиеся украинские писатели неоднократно отмечали несомненное значение художественного опыта Достоевского для развития родной литературы.
* «Он один из тех,— писал Олесь Гончар,— кто, по словам Ивана Франко, мучил и будил нашу совесть, и добавим: это воздействие его произведений продолжается и поныне, он делает это и сегодня своим творчеством, призывая человека к строжайшей моральной ответственности, к глубочайшему самопознанию, к великому межчеловеческому согласию»
Достоевский создал замечательные произведения, отражавшие идейные, нравственные, эстетические вопросы, поставленные его эпохой. Поиски ответов нередко приводили его к ошибкам, заблуждениям. Но гениальность писателя заключалась в том, что проблемы, всю жизнь волновавшие его, носили поистине глобальный, общечеловеческий характер. Он создал такие духовные ценности, которые сохраняют непреходящее значение и для нас сегодня. Речь идет не только о художественном совершенстве, о мастерстве психологического анализа, а и о тех прогнозах и уроках, которые содержатся в его произведениях.
Творчество великого писателя полно беспокойства, тревоги за судьбу человека, за судьбу мира. Проблемы, им поставленные, часто мучительны и для него самого, и для читателей, но они были вызваны реальными противоречиями жизни. Достоевский, как никто другой, сумел гениально почувствовать и выразить те кризисные, трагические явления, которые были присущи новой исторической эпохе. Воздействие Достоевского ощущали на себе уже в конце XIX и начале XX вв. и поэты (А. Блок), и писатели (Л. Андреев). М. Горький в сложных условиях идеологической борьбы в эпоху реакции после поражения революции 905 г. резко выступал против консервативных тенденций в творчестве Достоевского. Эти выступления были поддержаны ым. В то же время Горький подчеркивал, что Достоевский и Л. Толстой силой своих талантов «потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали, как равные, в великие ряды людей, чьи имена — Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо и Гете» [23, 352. В своих произведениях Горький учитывал художественный опыт Достоевского, порою прямо полемизировал с некоторыми идеями и творческими принципами великого писателя («Карамора», «Жизнь Клима Самгина», «Старик»). Творческие открытия автора «Братьев Карамазовых» используются и в литературе, расширяя возможности художественного познания жизни (Л. Леонов, А. Платонов, М. Булгаков, В. Астафьев, Чингиз Айтматов и др.).
Творчество Достоевского, традиции его социально-психологических и философских романов нашли отражение в произведениях целого ряда выдающихся представителей мировой литературы: американских писателей — Т. Драйзера («Американская трагедия»), У. Фолкнера («Свет в окне», «Авессалом, Авессалом»), немецких — Т. Манна («Волшебная гора», «Доктор Фаустус»), Г. Манна, А. Зегерс, Г. Бёлля, французских — А. Камю(«Падение», «Чума», «Посторонний»), Ф. Мориака, австрийских — Ф. Кафки («Процесс»), С. Цвейга и многих других.