Великое открытие писателя, развивавшего традиции своих замечательных предшественников, заключалось в доказательстве того, что даже самый скромный, забитый, маленький, «падший» человек может (и в конечном счете — должен) быть такой же значительной и неповторимой личностью, наделенной богатством и сложностью внутреннего мира, как и наиболее известные герои мировой литературы.
Действующие лица романов Достоевского, поднявшиеся до осознания своего человеческого достоинства, решительно защищают его от любых посягательств, но нередко терпят поражение. И происходит это по причинам не только внешним, но, главным образом, и внутренним. Человек с уже проснувшимся чувством личностного самосознания в изображении Достоевского ощущает постоянные уколы самолюбия, непрестанное и едкое чувство унижения. Поэтому герои писателя часто переходят от ненависти к угнетателям и общественной несправедливости к личному бунту, к властолюбию наполеоновского или ротшильдовского толка. И тогда вчерашний «маленький человек» может превратиться в деспота или преступника. Так Достоевский приходит к мысли о том, что главной проблемой оказывается не изменение общества, а изменение самого человека.
Достоевский принципиально не принимал обычную для русской реалистической литературы идею детерминированности (обусловленности) человека социальной средой. Он писал в 1877 г.: «Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегнете зла, что душа человеческая остается та же, что ненормальность и грех исходят от нее самой». Столь полемически заостренное высказывание выражало очень важную для писателя идею, связанную с повышением ответственности каждого человека за самого себя, с необходимостью решительной борьбы с теми злыми силами, которые таятся в человеке, а это не менее, если не более, сложно, нежели борьба с неблагоприятными внешними условиями.
Достоевский создал замечательные произведения, отражающие идейные, нравственные, эстетические проблемы, рассматриваемые его эпохой. Но он выходил за пределы своего времени, ибо проблемы, всю жизнь волновавшие его, носили поистине глобальный характер. Он создал духовные ценности, которые сохраняют непреходящее значение и сегодня. Речь идет не только о художественном совершенстве, о потрясающем мастерстве психологического анализа, а и о тех прогнозах и уроках, которые содержатся в его произведениях.
Творчество гениального писателя проникнуто острым чувством беспокойства, тревоги за судьбу человека, за судьбу всего мира. Проблемы, поставленные им, часто мучительны и для него самого, и для читателей.
Творчество Достоевского, традиции его социально-психологических и философских романов нашли отражение в произведениях целого ряда выдающихся представителей мировой литературы.