— Да ведь я Божьего промыс. знать не мог, Ф. М. Достоевск: С реформами Петра I из русской культуры фактически уход] религиозная тематика. Отдельные художники, музыканты и пис тели обращаются к христианству, но оно перестает быть домин рующим направлением, как это было в ранние периоды развит] культуры. И лишь творчество Ф. М. Достоевского, по сути, возрождает эту идею в русской литературе второй половины XIX ве* Будучи глубоко верующим человеком, Федор Михайлович на; ялся, что спасение России — в религиозном смирении, постяжен: и безоговорочном и добровольном принятии людьми учения Xpиста. Нарушение же Божеских законов — гибельный путь. Очень убительно это доказано в романе «Преступление и наказание». Главный герой произведения — Родион Романович Расколы ков. Уже имя его настраивает читателей на то, что они встреться с бунтарем, вставшим на пагубный путь противостояния в» му: общественным законам, человеческой морали, совесп Раскольников ставит себя выше окружающих людей, пытае! Доказать, что он неординарная, выдающаяся личность; при этom способ выбирает самый варварский. Он решает «лишь убить никчемную» старушонку-процентщицу, вредную для общества. «Я ведь только вошь убил... бесполезную, гадкую, зловредную». К этой чудовищной мысли Родион Романович приходит после долгих отвлеченных размышлений. Писатель подчеркивает антигуманную теорию Раскольникова, он «хотел наполеоном сделаться, оттого и убил». Под бременем неимоверной бедности, бытовой неустроенности герой полностью порывает связь с окружающим миром. В душе Раскольникова царит разлад, который герой пытается преодолеть странным способом — убийством. Нарушив основной постулат христианства «не убий», Родион Романович мучается и страдает, сердится на свою «слабость» и отдаляется от людей еще дальше. Случайное знакомство Раскольникова с Соней Мармеладовой, живущей «по желтому билету», но глубоко религиозным человеком, постепенно возрождает героя, возвращает его к жизни и обществу. Соня ступила на гибельный путь, чтобы спасти от голодной смерти своих приемных братьев и сестер. «...Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает... часу в шестом Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила... Катерина Ивановна, так же ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела...» Именно ее самоотверженность заставляет задуматься Раскольникова о совершенном им убийстве. Отдаляясь от самых близких: матери, сестры, приятеля Разумихина,— Родион Романович ищет поддержки у Сони. Чем же она может ему помочь? Они духовно близки — оба изгои общества, вычеркнувшие себя из людской среды. Раскольников не сразу понимает, почему он тянется к Соне, что привлекает его в этой простой душе. Читая вместе Евангелие, герои обретают покой, пусть временно, на короткий миг, но в этом автор видит их путь к спасению. Достоевский приводит подробное описание бесед Родиона Романовича с Соней, ее страдание за него. Соня первая говорит Раскольникову, как обрести душевный покой: «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизнь пошлет... Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». Родион Романович начинает понимать истинную трагедию со-ршившегося, пытается оправдаться тем, что «дьявол его сму-тал»- Но потом находит в себе мужество признаться, что дока-ьтвал теорию: «Хотел узнать... Тварь ли я дрожащая или право имею»- От разговора с Соней начинается постепенное возрождение героя. Он еще упорно сопротивляется самому себе, сердится на Соню, не хочет идти на каторгу, да и потом, после суда, не донимает, что страдания его не слабость, а сила, доказывающая человечность. И только любовь, терпение и преданность Сони помогают герою обрести покой, надежду на будущее счастье. Внешне Соня Мармеладова слаба и беззащитна, но ее дух, опирающийся на христианскую веру, непоколебим. Она не страшится земных лишений и тягот, с кротостью, но решительно отправляется за Раскольниковым в Сибирь, чтобы поддержать его, еще не обретшего истинной веры. В финале романа писатель показывает возрождение Раскольникова, которому открылась высшая истина. «Под подушкой его лежало Евангелие». Родион Романович вспомнил, как Соня читала ему «о воскресении Лазаря». Теперь герой готов перенести любые трудности, его сердце обрело любовь, надежду, а это главное. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — великое произведение, показывающее возможность возрождения человека, самого падшего, но обретшего веру и, значит,— жизнь.

Похожие сочинения

  1. Милосердие и сострадание.
    Я хочу, чтоб жили лебеди, И от белых стай Мир добрее стал… А. Дементьев Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло...смотреть целиком
  2. Детская тема в творчестве Достоевского и Шолохова
    Влияние Достоевского на русскую и мировую культуру так велико и имеет столь разнообразные формы, что его, в сущности невозможно предсказать и предвидеть. Всякий раз оно появляется в новом для себя или для литературы обличье и именно там, где его меньше...смотреть целиком
  3. Достоевский и революция
    Патриотизм Достоевского никогда не был официальным, "мундирным", но всегда покоился именно на глубокой вере в духовные силы народа. Буржуазному идеалу, основанному на формуле "всеобщего счастья", Достоевский противопоставлял идею...смотреть целиком
  4. Восприятие традиций Гоголя у Достоевского
    Восприятие традиций Гоголя не ограничивается у Достоевского творчеством 40-х годов. Если рассматривать эти традиции в широком плане, то наследование и развитие их мы можем проследить и в более поздних произведениях. И здесь существенно отметить две линии...смотреть целиком
  5. Сон смешного человека у Достоевского
    Сон, перенесший героя из маленькой каморки с чердачным окном, из «старого-престарого вольтеровского кресла» в беспредельную звездную даль, на новую планету, и пробуждение, возвратившее его вновь на прежнее место, образно воссоздают масштабы того пространства,...смотреть целиком
  6. Достоевский сегодня
    Интерес к творчеству Ф.М. Достоевского вот уже третье столетие не ослабевает во всём мире. В США и Великобритании, Германии и Японии, других государствах, не говоря уже о России и Украине, написаны сотни исследований, посвящённых анализу произведений...смотреть целиком
  7. Достоевский – психологический романист  Новое!
    Записки из подполья – произведение, которое хронологически впервые являет нам зрелого Достоевского, содержит уже всю квинтэссенцию его «я». Оно не может рассматриваться просто как художественная литература. Литературы в нем не больше, чем философии....смотреть целиком