оня уповает на бога, Катерина Ивановна на закон. Раскольников с неумолимою логикой доказывает Соне, что и бог и закон на стороне Лужина, что если в расчетах последнего останется намерение погубить и ее и ее близких, то он свое выполнит - в союзе с законом и при божьем попустительстве.

Общественный закон «работает» в пользу Лужиных, евангельский завет непротивления злу насилием идет на пользу Лужиным. Раскольников ставит себя над Лужиным, над обществом, над миром, в качестве Судьи, Карателя и Законодателя. Раскольников сам возлагает на себя право решать вопрос о жизни и смерти людей, власть и бремя установления справедливости, утверждение братства. Мало не сидеть сложа руки, мало не стоять в стороне, нужен рай на земле, и, в постановке Раскольникова, он, подобно Наполеону, должен один овладеть всей полнотой деспотической власти, чтобы управлять человечеством по воле своей, чтобы мощной рукой повернуть ход мировой истории и осуществить идеал. Если нравственная ответственность распадается на множественную ответственность всех и каждого, тогда человечество оказывается бессильным,- полагает он. Раскольников решается сосредоточить всеобщую ответственность па себе одном, и тогда, кажется ему, он выведет всех обездоленных из плена и введет их в землю обетованную, в мировую гармонию.

«Да, это так! Это их закон… Закон, Соня! Это так!.. И я теперь знаю, Сопя, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит!»

Раскольников станет как Наполеон. Но Наполеон тут только имя, только миф, только символ сатанински неограниченной власти. Реальный, исторический Наполеон такой же враг людей, враг идеала, враг рая на земле, как и все остальные доселе действовавшие властители и правители. Это он экспроприировал надежды, разбуженные французской революцией, в свою пользу.

«Была революция, и всех казнили. Пришел Наполеон и все взял. Революция–1-й человек, а Наполеон- 2-й человек. По Наполеон стал 1-й человек, а революция 2-й человек, так или не так?» В «Подростке» ироническое и презрительное отношение к Наполеону как таковому выступает наружу. Версилов объясняет Подростку: «Друг мои, ты как юноша мечтаешь1 об звонкой жизни, желаешь захватить слишком видный жребий, Наполеона Первого, например. Но, знаешь, эти мечты слишком уж первобытно; да и жребий-то сам не очень прельстителен… слишком много надо кривляться и сочинять себя…» У Андрея Болконского, в «Войне и мире», Наполеон - кумир, человек, показывающий, как надо стремиться и достигать славы. Раскольников же ищет не славы, а власти. «Наполеоновская» идея Болконского вполне безобидна по сравнению с «наполеоновской» идеей Раскольникова.






«Наполеоновская» идея Раскольникова содержит в себе, однако, цели, непонятные и недоступные историческому Наполеону. Реальный Наполеон проявил себя в истории очень «своеобразно», «но ведь уж наверно в идее (его) ничего не лежало из любви к человечеству».

Наполеон сам по себе - это только что-то вроде Бисмарка, предшественник Бисмарка. Параллель Наполеона с Бисмарком дана в самом тексте «Преступления и нака

Похожие сочинения

  1. Слово на могиле Достоевского
    Все мы сошлись здесь ради общей нашей любви к Достоевскому. Но если Достоевский всем нам так дорог, значит, все мы любим то, что он сам более всего любил, что ему было всего дороже; значит, мы верим в то, во что он верил и что проповедовал. А то зачем...смотреть целиком
  2. О Достоевском и его мировоззрении
    Начать работу о Достоевском и его мировоззрении хотелось бы словами Л. Шестова, которые прекрасно выражают наше представление об этой личности. Достоевский, – писал он, – бесспорно, один из самых замечательных, но вместе с тем один из самых трудных представителей...смотреть целиком
  3. "Жизнь скучна без нравственной цели" (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
    В чем состоит трагедия Печорина? Печально я гляжу на наше поколение! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов. Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...смотреть целиком
  4. Гуманизм романов Достоевского
    Центральной проблемой романа Достоевского «Преступление и наказание» является объяснение причин преступления Раскольникова. Почему образованный, добрый и совестливый, явно с душой и сердцем молодой человек совершил зверское убийство старухи-процентщицы...смотреть целиком
  5. Монолог или диалог персонажа Достоевского
    Из художественных средств, раскрывающих характер персонажа Достоевского, не меньшую, а порой большую роль играет монолог или диалог, т. е. слово героя. В романе Достоевского мыслям, высказываниям действующих лиц, их спорам принадлежит главенствующее...смотреть целиком
  6. Бесовство по Достоевскому
    Знаешь... что я тебе скажу: если 6 только я зарезал из того, что голоден был, то и теперь бы счастлив был! Знай ты это! Раскольников Бесовство по Достоевскому — это прежде всего отрицающее, разрушительное начало мира,...смотреть целиком
  7. Записные книжки и тетради Достоевского  Новое!
    Записные книжки и тетради, которые Достоевский вел в течение двадцати лет, источник для изучения его жизни, мировоззрения, творческого процесса, истории создания многих произведений, его работы как редактора и публициста. Ни одно исследование, почти...смотреть целиком