Идеи меняются, сердце остается одно.
Ф.Достоевский
\"Записки из Мертвого дома\", вернули Достоевского в живые ряды первозначных писателей. В них наиболее непосредственно слились в художественное единство опыт жизни Достоевского и его писательский дар. Здесь вызревали зерна его будущих великих романов, здесь ключ к их образно-идейному миру. Здесь вполне явлен и новый угол зрения писателя на мир — его мироотношение.
Да, \"Записки из Мертвого дома\" не только потрясающие документально достоверные \"очерки\", но вместе с тем и прежде всего — одно из наиболее оригинальных, художественно совершенных творений русской, да и мировой литературы. Они произвели огромное впечатление на современников. Во многих критических отзывах о \"Мертвом доме\" имя Достоевского не раз соотносилось с дантовским Вергилием, а его записки — с адом.
Каторга научила Достоевского не только терпению. \"Человек, побывавший в аду\", научился видеть, читать сокрытое от всего света, открывать за фактом истину. В отверженных мира сего прозревать гибель луч ших людей, за клейменой личиной каторжника видеть материнскую улыбку мужика Марея... Открывать в человеке — человека.
Художественный метод постижения и восстановления фактов реальной действительности воистину художественного образа мира был выстрадан писателем в опыте собственной судьбы, разделенной с судьбой русского народа. \"В несчастьи яснеет истина\", — скажет сам Достоевский.
Не о Мертвом доме писал он в своих \"Записках\", а о том, что даже здесь не меркнет живая жизнь, которую не в силах умертвить никто и ничто, пока у человека остается хотя бы частица веры в возможность свободы. Именно идеал свободы связывает узников Мертвого дома с живой жизнью. Только она позволяет человеку оставаться человеком.
Идея необходимости свободы, как первого и главнейшего условия живой жизни — духовного возрождения народа, — вот сокровенная мысль автора \"Мертвого дома\", мысль, заключенная во всей идейно-образной ткани произведения. Каторга не только не сломила и не разубедила Достоевского-мыслителя в правоте его прежних убеждений, но, напротив, еше более укрепила его дух и сознание в этой правоте, в ее святости.
Кроме того, \"Записки из Мертвого дома\" писались в обстановке назревания отмены крепостного права, либо снизу, либо сверху, как раз в канун реформы 1861 года.
Страна жила в ожидании перемен. Перемены участи ожидал и Достоевский. По докладу генерала Тотлебена, к которому солдат Достоевский обратился с личным письмом, Александр II наложил резолюцию о производстве его в прапорщики, что означало, по существу, для бывшего политического преступника, каторжника возврат гражданских и дворянских прав. Новый царь поначалу демонстративно поддерживал либеральные веяния в стране. Впервые открыто обсуждался вопрос об отмене крепостного права. Выходили новые журналы, расширились возможности для поступления молодежи в университеты. Во всех слоях общества произошел необычайный подъем настроений. Менялся не один Достоевский, менялась атмосфера общественной жизни России.
И все-таки он не отрекся, не отказался от прежних убеждений. Сердцем он был все тот же, а в сердце у него всегда оставались Россия, народ, как \"начало жизни, дух жизни, жизнь жизни\". Не изменилась в принципе и сама идея первонеобходимости свободы народа. Она еще более окрепла, стала ведущей, определяющей мироотношение Достоевского-мыслителя. Произошло смещение акцентов внутри самой этой идеи. И эта сторона истории перерождения взглядов Достоевского требует понимания.


Похожие сочинения

  1. Слово на могиле Достоевского
    Все мы сошлись здесь ради общей нашей любви к Достоевскому. Но если Достоевский всем нам так дорог, значит, все мы любим то, что он сам более всего любил, что ему было всего дороже; значит, мы верим в то, во что он верил и что проповедовал. А то зачем...смотреть целиком
  2. Женские образы в произведениях Ф. М. Достоевского
    В романах Достоевского мы видим множество женщин. Женщины эти — разные. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего необеспеченной материально, а потому беззащитной. Многие женщины Достоевского унижены (Александра...смотреть целиком
  3. Преступление и наказание в произведениях Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова1
    Быть или не быть — таков вопрос; Что благородней духом: покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством? У. Шекспир. “Гамлет” Почему я выбрала Достоевского и Лескова? Наверное, из-за их сложной...смотреть целиком
  4. Роль идеи в судьбе героев
    Русскую литературу всегда отличала неистребимая жажда разрешения актуальных общественных проблем. Лучшие писатели чувствовали себя носителями истины, проповедниками, учителями жизни. Соответственно и герои их произведений-— это “герои мировоззрения”,...смотреть целиком
  5. Сон смешного человека у Достоевского
    Сон, перенесший героя из маленькой каморки с чердачным окном, из «старого-престарого вольтеровского кресла» в беспредельную звездную даль, на новую планету, и пробуждение, возвратившее его вновь на прежнее место, образно воссоздают масштабы того пространства,...смотреть целиком
  6. Психологическое значение времени и пространства у Достоевского
    Чтобы исследовать «глубины души» человека в качестве существа «переходного», Достоевский, как уже было сказано, берет его в состоянии предельного психологиче ского напряжения, в моменты остроконфликтные, когда вес черты и потенции личности выявляются...смотреть целиком
  7. Достоевский всю жизнь болел за русских страдальцев
    «Бесам», в основу которых положен нечаевский процесс, сильно вредит избыток политики и тенденции. Мысль вывести в смешном виде Грановского и Тургенева положительно неудачна, и злобные выходки против Кармазинова — Тургенева могут быть объяснены только...смотреть целиком