Несколько слов об «идеологии» пространства Петербурга. Это один из примеров. Не случайно, сознаваясь Соне в своем преступлении, Раскольников говорит, что хотел проверить, сможет ли он переступить или нет. Выстраивается ряд: переступить порог - переступить черту дозволенного. Соня тоже переступила, это говорит сам Раскольников. Возможно, это их и единит. В образе Сони важно то, что в ней есть что-то детское (внешний вид: «несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой», ее жест, когда Раскольников признается в содеянном). Вообще, дети в творчестве Достоевского, как и юродивые, являются единственным светлым лучом в темном царстве Петербурга. Детское в героях Достоевского говорит о «положительности», праведности этого героя. Поэтому Сонечка и князь Мышкин являются нравственными идеалами Достоевского. Не случайно ведь после объятий Полечки Мармеладовый и ее молитвы, Раскольников решает, что не умерла его жизнь вместе со старою старухой, а Сонечка вообще «излечивает» его.
В «Идиоте» тоже есть герой, подобный Сонечке Мармеладовой - князь Лев Мышкин. Во-первых, он, как и Сонечка, выглядит моложе своих лет: «Да, говорят, у меня лицо моложавое». Вообще, в «Идиоте» тема детей развита, по-моему, в большей степени, нежели в «Преступлении и наказании». Важен рассказ князя о Мари из швейцарской деревушки, о ее несчастной судьбе и о том, что, будучи тяжело больной и всеми гшонимой, в обществе детей она умерла почти счастливой. Мышкин говорит, что «через детей душа лечится». По всей видимости, этой фразой он выразил достоевское отношение к детям. Также детскими чертами в «Идиоте» обладают Лизавета Прокофьевна, Ганя Иволгин, Вера Лебедева, Ипполит и Аглая. Мышкина, как и Сонечку, называют юродивыми: «Ну, коли так, - воскликнул Рогожин, - совсем ты, князь, выходишь, юродивый, и таких, как ты, бог любит!».
Задача, которую поставил перед собой автор заключалась в том, чтобы создать образ идеального человека: кроткого и доброго, и проследить, что с ним будет в жестоком человеческом мире. Оказавшись в доме генерала Епанчина, он сразу с головой окунается в интриги и сплетни. Он встречает Настасью Филипповну, бывшую любовницу Тоцкого, поражается ее страданиям и предлагает ей выйди за него замуж. Она же, понимая чистоту князя не хочет вредить ему, считая себя «погибшей» женщиной, и уезжает с Рогожиным. Мышкин же любит ее «не любовью, а жалостью»: «В этом лице… страдания много». Вообще, тема страдания для Достоевского очень важна. Только через страдания приходит счастье, страдания искупляют грехи. Свидригайлов говорит, что «человек вообще очень очень даже любит быть оскорбленным»; Миколка, признавшись в убийстве, принимает на себя страдание; Соня говорит, что никогда не оставит Раскольникова, потому что он несчастен, так же поступает и князь Мышкин в отношении Настасьи Филипповны. Крайне важна для Достоевского тема веры. Сонечка Мармеладова окончательно не погибла под давлением города только потому, что она не пропустила в свою душу разврат, которым пропитан Петербург.
Когда Сонечка читает Раскольникову Библию, ее голос, до того тихий, «прорывается», становится звонким как струна. Символичен также обмен крестами. Крестами меняются Сонечка и Лизавета и Рогожин и Мышкин. Рогожин и Соня - переступившие, Лизавета и Мышкин - праведники. В черновиках Достоевский называет Льва Мышкина «князем Христом». Его любовь и доброту трудно не заметить: его благословляет мать Рогожина, выжившая из ума старуха, ничего уже не понимающая. Это значит, что она увидела в нем что-то, чего нет в остальных людях. Он стремится всем помочь, и все обращают внимание на его «божественные» качества, даже те, кто незадолго до этого называл его идиотом (Ганя Иволгин). Все ждут от него любви и сострадания, но люди современного общества настолько эгоистичны, что хотят, чтоб сострадали и любили только их.
Поэтому Мышкин теряет Аглаю. Князь не смог спасти никого, но, мне кажется, он все-таки смог как-то повлиять на знакомых людей, он смог хоть чуть-чуть изменить Петербург в лучшую сторону. Петербург - город болезни. Во-первых, это его болезненная обстановка: грязь, канавы, грязный туман, желто-зеленые постройки. Но основная болезнь, которой страдает Петербург - это преступление. Преступление является сутью этого города. Не случайно преступление так или иначе встречается в большинстве произведений Достоевского. Нет, Петербург не является, как говорилось раньше, причиной преступления, а является его соучастником. Конечно, Раскольников не убил бы старуху, если бы был богат.
Кстати, о схожести человека и того места, где он живет, говорил и Достоевский. Мышкин, увидев дом, сразу понял, что его хозяином является Рогожин: «Один дом, вероятно по своей особенной физиономии, еще издали стал привлекать его внимание, и князь помнил потом, что сказал себе: «Это, наверно, тот самый дом». Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, безо всякой архитектуры, цвета грязно-зеленого». Позже Мышкин скажет Рогожину, что «дом имеет физиономию всего вашего семейства и всей вашей рогожинской жизни».
Если бы у него было достаточно денег, ему бы не пришлось жить в такой «конуре», ему бы не пришла в голову идея о право имеющих и тварях дрожащих. Причем преступление для Достоевского заключается не только в самом поступке, но и в том, что человек разрешил себе убийство. Убивая человека и даже разрешив себе это убийство, Раскольников тем самым убивает себя. Узнав, что старуха остается дома одна и решившись на убийство, он «Вошел к себе, как приговоренный к смерти». Когда он выходит из дома, он думает о людях, идущих на казнь.
Придя к старухе, он «остановился и притих, как мертвый». И действительно, можно выстроить такую цепь: Алена Ивановна - Лизавета - Сонечка - Дунечка - Раскольников. Убийство у Достоевского приравнивается к самоубийству, а самоубийство совершают только полностью исчерпавшие себя люди. Например, Свидригайлов. Его можно считать лицом Петербурга - такой же развратный и переступивший. Свидригайлов и Раскольников видят привидения - они оба больны. Их объединяет общая болезнь - преступление.
Свидригайлов является идеологическим двойником Раскольникова, а его самоубийство - одним из возможных путей последнего. Петербург поощряет преступления, как только человек разрешил себе убийство, пути назад уже нет: «Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать». Вот оно определение Петербурга - машина, бездушная машина.