Особенное место среди писателей, критически осмысливающих пореформенную общественную жизнь с моралистических позиций патриархальности, занял Достоевский.
В. своих новых, проблемно-моралистических романах, написанных во второй половине 60-х годов, — в «Преступлении и наказании» и «Идиоте» — Достоевский не уходил в прошлое, но с большим критическим пафосом воспроизвел отрицательную нравственную атмосферу общественной жизни пореформенных лет. Он показал возросшую развращенность дворянства (Свидригайлов, Тоцкий), резко усиливающуюся жажду обогащения в среде чиновников и дельцов (Лужин, Иволгин), огромную роль денег в личном самосознании людей разных слоев (Раскольников, Рогожин), I безвыходное положение городской бедноты (Мармеладовы, Раскольниковы, Настасья Филипповна). Но проистекавшей из всего этого мрачной и трагической игре страстей и самолюбий писатель пытался противопоставить нравственную цельность и чистоту людей, не затронутых их пагубным влиянием (Соня, Мышкин, Аглая) . В характерах Мышкина и Сони он довел эти черты до крайности, до утери инстинкта самоутверждения и самозащиты, до своеобразной интеллигентской «каратаевщины».
Все эти писатели, осознающие социальные противоречия с моралистической точки зрения, тяготели, естественно, к жанрам ролы па или же драмы, трагедии. В изображении характеров они всегда обнаруживали стремление к психологизму, проводя этот принцип с разной степенью глубины и последовательности, в зависимости от принципиальности своих убеждений и степени творческой талантливости.
Значительно меньших творческих успехов по сравнению с представителями демократической литературы и литературы, изображавшей жизнь в свете идеалов патриархальности, достигли в пореформенные годы писатели литературных течений, так или иначе связанные с идеалами либерализма.
И это не было случайностью. Правительственные реформы были тяжелым испытанием для идеологии, пытавшейся оправдать путь медленного и постепенного переустройства общественной жизни. Реакционная самодержавная власть сама теперь встала на такой путь и претендовала на сочувствие своим мероприятиям. Но по существу своей деятельности она дискредитировала идею прогресса, и это вызывало необходимость как-то пересматривать и уточнять самые идеалы и принципы реформизма в обстановке резкой и сокрушительной критики со стороны представителей революционной демократии. Все это и вызывало у писателей, связанных в той или иной мере с либеральным движением, состояние идейных колебаний и неуверенности, сомнений и разочарований.
Подобные тенденции отчетливо проявились в творчестве таких уже сложившихся писателей, как Тургенев и Гончаров.