Особенное место среди писателей, критически осмысливающих пореформенную общественную жизнь с моралистических позиций патриархальности, занял Достоевский.
В. своих новых, проблемно-моралистических романах, написанных во второй половине 60-х годов, — в «Преступлении и наказании» и «Идиоте» — Достоевский не уходил в прошлое, но с большим критическим пафосом воспроизвел отрицательную нравственную атмосферу общественной жизни пореформенных лет. Он показал возросшую развращенность дворянства (Свидригайлов, Тоцкий), резко усиливающуюся жажду обогащения в среде чиновников и дельцов (Лужин, Иволгин), огромную роль денег в личном самосознании людей разных слоев (Раскольников, Рогожин), I безвыходное положение городской бедноты (Мармеладовы, Раскольниковы, Настасья Филипповна). Но проистекавшей из всего этого мрачной и трагической игре страстей и самолюбий писатель пытался противопоставить нравственную цельность и чистоту людей, не затронутых их пагубным влиянием (Соня, Мышкин, Аглая) . В характерах Мышкина и Сони он довел эти черты до крайности, до утери инстинкта самоутверждения и самозащиты, до своеобразной интеллигентской «каратаевщины».

Все эти писатели, осознающие социальные противоречия с моралистической точки зрения, тяготели, естественно, к жанрам ролы па или же драмы, трагедии. В изображении характеров они всегда обнаруживали стремление к психологизму, проводя этот принцип с разной степенью глубины и последовательности, в зависимости от принципиальности своих убеждений и степени творческой талантливости.





Значительно меньших творческих успехов по сравнению с представителями демократической литературы и литературы, изображавшей жизнь в свете идеалов патриархальности, достигли в пореформенные годы писатели литературных течений, так или иначе связанные с идеалами либерализма.

И это не было случайностью. Правительственные реформы были тяжелым испытанием для идеологии, пытавшейся оправдать путь медленного и постепенного переустройства общественной жизни. Реакционная самодержавная власть сама теперь встала на такой путь и претендовала на сочувствие своим мероприятиям. Но по существу своей деятельности она дискредитировала идею прогресса, и это вызывало необходимость как-то пересматривать и уточнять самые идеалы и принципы реформизма в обстановке резкой и сокрушительной критики со стороны представителей революционной демократии. Все это и вызывало у писателей, связанных в той или иной мере с либеральным движением, состояние идейных колебаний и неуверенности, сомнений и разочарований.
Подобные тенденции отчетливо проявились в творчестве таких уже сложившихся писателей, как Тургенев и Гончаров.

Похожие сочинения

  1. Слово на могиле Достоевского
    Все мы сошлись здесь ради общей нашей любви к Достоевскому. Но если Достоевский всем нам так дорог, значит, все мы любим то, что он сам более всего любил, что ему было всего дороже; значит, мы верим в то, во что он верил и что проповедовал. А то зачем...смотреть целиком
  2. О Достоевском и его мировоззрении
    Начать работу о Достоевском и его мировоззрении хотелось бы словами Л. Шестова, которые прекрасно выражают наше представление об этой личности. Достоевский, – писал он, – бесспорно, один из самых замечательных, но вместе с тем один из самых трудных представителей...смотреть целиком
  3. Достоевский - это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви (Д.С. Мережковский)
    Роман Ф.М. Достоевского был опубликован в 1866 году. Фабула произведения — убийство, совершенное бывшим студентом Родионом Раскольниковым, и расследование этого преступления. Описывая жизнь того времени, Достоевский поднимает различные проблемы. Одна...смотреть целиком
  4. Финал литературного произведения и его роль в раскрытии авторского замысла
    Первая черта его идеала и высочайшая — это не отчаиваться, искать в самом забитом, опозоренном и даже преступном человеке высоких и честных чувств. И. Анненский Размышляя об особенностях творчества Федора Михайловича Достоевского, критики отмечали необычайную...смотреть целиком
  5. Детская тема в творчестве Достоевского и Шолохова
    Влияние Достоевского на русскую и мировую культуру так велико и имеет столь разнообразные формы, что его, в сущности невозможно предсказать и предвидеть. Всякий раз оно появляется в новом для себя или для литературы обличье и именно там, где его меньше...смотреть целиком
  6. Исповедь героя Достоевского и позиция автора
    Для Достоевского вопрос о воплощении образа автора и, в частности, авторского отношения к идейной позиции героя имеет особое значение. Многие его произведения написаны от первого лица, а некоторые из них целиком представляют собой исповедь героя-идеолога,...смотреть целиком
  7. Проблематика ранних произведений Достоевского  Новое!
    Из произведений раннего периода творчества Ф.М. Достоевского мною были прочитаны такие повести, как «Елка и свадьба», «Белые ночи», «Маленький герой», «Мальчик у Христа на елке». И хотя они составляют лишь незначительную часть всего творческого наследия...смотреть целиком