Тема “маленького человека” является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул А. С. Пушкина в повести “Станционный смотритель” и поэме “Медный всадник”. Продолжателями этой темы явились Н. В. Гоголь, создавший в “Шинели” бессмертный образ Акакия Акакиевича, М. Ю. Лермонтов, противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье, на свой взгляд на жизнь. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы, но и дополняет ее, так как открывает новый аспект этой темы. Достоевский становится певцом “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”. Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание. Как совершенно верно заметил Белинский, “Гоголь только первый навел всех на эти забитые существования в нашей действительности, но г. Достоевский сам собою взял их из той же самой действительности”.
Как многие выдающиеся русские писатели, Ф. М. Достоевский уже в первом романе в письмах “Бедные люди” обращается к теме “маленького человека”. Главные герои романа — Макар Девушкин — полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька — девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. Как и Гоголь в повести “Шинель”, Ф. М. Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного “маленького человека”, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Форма романа в письмах позволила писателю точно передать психологию “бедных людей”, их душу. Автор сочувствует своим бедным героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство. Писателя волнует проблема самосознания человека, но вместе с тем судьба главных героев изображается на широком фоне повседневной жизни многочисленных обитателей Петербурга. Писатель окружает героев их социально-психологическими “двойниками”, история каждого из которых представляет как бы еще один типичный, возможный поворот судьбы Девушкина и Вареньки. Тем самым писатель подчеркивает закономерность, всеобщность их трагической социальной судьбы. Не случайно роман получил высокую оценку прогрессивных русских критиков, а В. Г. Белинский сказал о нем: “...Роман открывает такие тайны жизни характеров на Руси, которые до него и не снились никому”.
Тема “бедных людей”, и особенно ее социальный аспект, была продолжена автором в “Преступлении и наказании”. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины страшной нищеты, которая унижает достоинство человека. Местом действия романа становится Петербург, причем самая бедная часть города. В этом произведении не встретишь описаний парадной столицы, все серо, грязно. Федор Михайлович создает обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывается в душу “маленького человека” и открывает в нем залежи огромного духовного богатства. Перед нами разворачивается жизнь семьи Мармеладовых. Мармеладовы — люди, задавленные жиз

Похожие сочинения

  1. Милосердие и сострадание.
    Я хочу, чтоб жили лебеди, И от белых стай Мир добрее стал… А. Дементьев Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло...смотреть целиком
  2. Женские образы в произведениях Ф. М. Достоевского
    В романах Достоевского мы видим множество женщин. Женщины эти — разные. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего необеспеченной материально, а потому беззащитной. Многие женщины Достоевского унижены (Александра...смотреть целиком
  3. Петербург Достоевского
    Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелёно-бледный, Скука, холод и гранит. А.С. Пушкин Петербург... Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней....смотреть целиком
  4. Проблема русского национального характера в прозе XIX века
    Федор Михайлович Достоевский — удивительно тонкий и вдумчивый писатель, сумевший разглядеть черты русского национального характера и верно, без лишней сентиментальности передать его черты в своем романе «Униженные и оскорбленные». Можно сколько угодно...смотреть целиком
  5. Мое восприятие Достоевского  Новое!
    Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны... М. Горький Сила и величие русских классиков XIX века заключались в глубоком демократизме, в бескомпромиссном...смотреть целиком
  6. Гуманизм творчества Достоевского
    Главный герой романа - Радион Раскольников, бедный студент, который не может заплатить за свое обучение в Университете. Он живет в ужасных условиях: "комнатка его шагов в десять в длину, с желтыми, отклеившимися от стен обоями". И не смотря...смотреть целиком
  7. Можно ли считать Ф. Достоевского современным писателем  Новое!
    Первая заповедь христианства гласит: «И пусть не будет у тебя других богов, кроме меня». Но история человечества насчитывает немало примеров, когда через эту заповедь горделиво переступали некоторые личности, которые декларировали идею «сверхчеловека»,...смотреть целиком