Фёдор Михайлович Достоевский — великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения.
Родился: 11.11.1821, Москва Умер: 09.02.1881 (59 лет)
|
Сочинение «Сострадание есть единственный закон бытия человеческого Ф.М. Достоевский»
Протест против социальной несправедливости - традиционная для русских писателей тема. В изображении «маленького человека» проявился величайший гуманизм и демократизм русской классической литературы. Помочь обществу осознать свою ответственность за судьбы тех, кто оказался «на дне» жизни, пробудить в «маленьком человеке» человеческое достоинство - вот что диктовало художнику обращение к этой теме.
Трагическая судьба «маленького человека» впервые была отражена в творчестве А. С.Пушкина («Станционный смотритель»), затем гениально продолжена Н. В. Гоголем в «Шинели», где показан ставший классическим тип «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Прямым продолжением этого характера становится Макар Девушкин в «Бедных людях» Ф. М. Достоевского. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - писал он. Придавленный нищетой, бесправием, бедный петербургский чиновник одарен доброй, сострадательной душой и способен на глубокие и сильные чувства. Ф. М. Достоевский не просто продолжает традиции, но страстно протестует против равнодушия и безразличия к судьбе «бедных людей». Он утверждает, что каждый человек имеет право на сочувствие и сострадание. Глубокое осмысление и высокохудожественное воспроизведение трагических сторон жизни увидел В. Г. Белинский в «Бедных людях»: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «ведьэто тоже люди, ваши братья!»
Тема униженных и обиженных бедных людей находит свое продолжение в романе «Униженные и оскорбленные», где изображена судьба неповинных и страдающих героев «пасмурной драмы большого города» (Л. Гроссман). Написанный в жанре мелодрамы, роман «Униженные и оскорбленные» рисует злодея-аристократа князя Валковского как воплощение нравственного падения, а его вольные и невольные жертвы показаны духовно просветленными, смиренными и благородными. Особенностью этого романа является то, что здесь Достоевский впервые обвинил в бессердечии и равнодушии к судьбам людей из «низов общества» не только само общество, но и отдельного человека (образ Алеши). Впервые в этом романе появляется у Достоевского тема страдания ребенка (судьба Нелли), которая станет впоследствии ключевой в его творчестве. В своем последнем романе «Братья Карамазовы» писатель устами Ивана скажет, что ему, как и всему человечеству, не нужны всеобщая гармония, всеобщее благоденствие, если в основе их лежит хоть одна слезинка ребенка.
Тема «униженных и оскорбленных» с особой силой прозвучала в романе «Преступление и наказание». Картины беспросветной нищеты одна мрачнее другой раскрываются перед читателем. Действие разворачивается в убогих кварталах, в жалких петербургских трущобах, в зловонных распивочных, на грязных площадях. На таком фоне рисуется жизнь Мармеладовых. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой Родиона Раскольникова, В романе создано обширное полотно безмерных человеческих мук, страданий и горя. Пристально и пронзительно вглядывается писатель в душу «маленького человека» и открывает в нем огромное духовное богатство, душевную щедрость и внутреннюю красоту, не истребленные невыносимыми условиями жизни. Красота души «маленького человека» раскрывается прежде всего через способность любить и сострадать. В образе Сонечки Мармеладовой Достоевский раскрывает такую великую душу, такое «вместительное сердце», что читатель преклоняется перед ней.
В «Преступлении и наказании» Достоевский с особенной силой развивает мысль об ответственности конкретной личности за судьбы обездоленных. Общество должно быть устроено на таких началах, чтобы исключить подобные явления, но и каждый человек обязан сострадать, помогать тому, кто оказался в трагических обстоятельствах. Убийца Родион Раскольников, сам задавленный бедностью, не может пройти мимо трагедии семьи Мармеладовых и отдает им свои жалкие гроши. Закоренелый циник и злодей Свидригайлов устраивает судьбу осиротевших детей Мармеладовых. Это по-христиански, так должен действовать человек. В этой дорогой для Ф. М. Достоевского мысли заключен истинный гуманизм великого писателя, утверждавшего, что естественное состояние человека и человечества - единение и братство и любовь.
В своих последующих романах, к каким бы проблемам Ф. М. Достоевский ни обращался, он не перестает тревожить людские сердца рассказами о судьбах обездоленных и униженных. И в «Бесах», и в «Братьях Карамазовых» эта тема возникает вновь и вновь. Потрясенный Дмитрий Карамазов, рыдая, говорит: «.. .В унижении, в унижении и теперь. Страшно много человеку на земле терпеть, страшно много ему бед!» Он хочет знать, «почему бедны люди», «почему бедно дите», почему люди «не обнимаются, не целуются, не поют песен радостных…». И он хочет вступить в борьбу с этим злом, «чтоб не было вовсе слез от сей минуты».
Потрясает душу история семьи отставного штабс-капитана Снегирева, отца Илюшечки - «славного, доброго и храброго мальчика», восставшего за честь и обиду отцовскую. В финальной сцене своего последнего романа Ф. М. Достоевский изображает, как из многоликой любви - Илюшечки к своему оскорбленному и гонимому отцу, сверстников - к памяти этого маленького героя, Алеши Карамазова - к ним ко всем - вырастает уверенность в том, что даже смерть не в состоянии их разлучить. На могильном Илюшином камне, как на живом основании, созидается соединение человеческих сердец в «добром и хорошем чувстве», рождается вера в любовное соединение людей. Похороны Илюшечки, речь Алеши - это страницы, не имеющие себе равных не только в русской, но и в мировой литературе. Величие «маленького человека», призыв к людям соединиться «в добром и хорошем», признание духовности человека как его высшего достоинства, вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем самом - вот главные черты миропонимания Достоевского, писателя-гуманиста.
Похожие сочинения
- О Достоевском и его мировоззрении
Начать работу о Достоевском и его мировоззрении хотелось бы словами Л. Шестова, которые прекрасно выражают наше представление об этой личности. Достоевский, – писал он, – бесспорно, один из самых замечательных, но вместе с тем один из самых трудных представителей... смотреть целиком - Философия Достоевского
Все вопросы, которые волновали писателя-гуманиста, разгадывающего тайну человека», потерявшего целостность, утратившего гармонию, находящегося в разладе с действительностью и самим собой, начинают стягиваться к своему центру, своему фокусу – к... смотреть целиком - Достоевский в современном мире Новое!
Я
Достоевский первым показал, как пробуждается чувство личности даже у самого обездоленного и обкраденного жизнью человека. Он начинает думать, искать истину. В нравственный поиск одинаково вовлечены студент Раскольников, маляр Миколка, князь Мышкин,... смотреть целиком - Слово на могиле Достоевского
Все мы сошлись здесь ради общей нашей любви к Достоевскому. Но если Достоевский всем нам так дорог, значит, все мы любим то, что он сам более всего любил, что ему было всего дороже; значит, мы верим в то, во что он верил и что проповедовал. А то зачем... смотреть целиком - Исповедь героя Достоевского и позиция автора
Для Достоевского вопрос о воплощении образа автора и, в частности, авторского отношения к идейной позиции героя имеет особое значение. Многие его произведения написаны от первого лица, а некоторые из них целиком представляют собой исповедь героя-идеолога,... смотреть целиком - Величие поэтики Достоевского Новое!
Величие поэтики Достоевского поражает. Сквозь обыденность, казалось бы, статистического факта Достоевский проникает в бесконечные линии сил, пересекающиеся в факте и взрывающие его единичность, превращая факт в пробу, в сюжет, способный выявить скрытые... смотреть целиком - Формула о «восстановлении погибшего человека» в трудах Достоевского Новое!
Достоевский-критик в «Дневнике писателя» восстановил в памяти портреты «старых людей» - Белинского и Герцена. Он назвал Белинского «самым торопившимся» русским человеком, т. е. жаждавшим скорейшего обновления жизни в отечестве. Четырежды выступал Достоевский... смотреть целиком
|