Психологический интерес не только соединен с сюжетным, но и подчиняет его себе, несмотря на то исключительное значение, которое Достоевский придавал занимательности, возбуждающей читательский интерес. В начале одиннадцатой главы третьей части «Подростка», когда читатель необычайно заинтригован причиной исчезновения «документа», очень важного для судеб действующих лиц, рассказчик внезапно заявляет: «О, какая адская вышла тут махинация!

Остановлюсь здесь и объясню ее всю вперед, так как иначе читателю было бы невозможно понять» (13, 421). «Забегая вперед», коротко рассказывая авантюрную часть сюжета, повествователь еще больше сосредоточивается на психологической стороне происходящего. В письме к читательнице Е. Н. Лебедевой 8 ноября 1879 г. по поводу убийства Ф. П. Карамазова Достоевский тоже «забегает вперед» и говорит о содержании следующих, еще не появлявшихся в печати частей романа, направляя внимание своей корреспондентки прежде всего на психологический смысл событий: «Старика Карамазова убил слуга Смердяков. Все подробности будут выяснены в дальнейшем ходе романа. Иван Федорович участвовал в убийстве лишь косвенно и отдаленно, единственно тем, что удержался (с намерением) образумить Смердякова, во время разговора с ним перед своим отбытием в Москву и высказать ему ясно и категорически свое ощущение к замышляемому им злодеянию (что видел и предчувствовал Ив. Ф-ч ясно) и таким образом как бы позволил Смердякову совершить это злодейство. Позволение же Смердякову было необходимо, впоследствии опять-таки объяснится почему. Дмитрий Федорович в убийстве отца совсем невинен» (П. IV, 117).

Характер повествования в романах Достоевского способствует художественному исследованию психологии, а поиски формы повествования имеют прямое отношение к психологической проблематике. Поиски формы Достоевский вел постоянно, в процессе работы над каждым новым произведением задаваясь этой проблемой заново.

Рассказ от автора, всевидящего и всезнающего, последо-нательно осуществлен только в «Преступлении и наказании». С первых же строк романа, когда герой предстает фигурой незнакомой, загадочной, еще даже без имени, читателю дано понять, что повествователь знает о герое псе: «...один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту. Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его находилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру...» и т. д. (6, 5).

Автору известно не только прошлое, настоящее, но и будущее героя, находящееся уже за пределами повествования. В заключение «Эпилога» он пишет: «Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира к другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему но-пого рассказа, но теперешний рассказ наш окончен» (6, 422). В большей части повествования автор предельно приближен к аспекту Раскольникова, многое видит через него, вместе с ним, но сохраняет абсолютную свободу перемещения своей позиции. Он может увидеть и описать героя со стороны: «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными

Похожие сочинения

  1. Философия Достоевского
    Все вопросы, которые волновали писателя-гуманиста, разгадывающего тайну человека», потерявшего целостность, утратившего гармонию, находящегося в разладе с действительностью и самим собой, начинают стягиваться к своему центру, своему фокусу – к...смотреть целиком
  2. Женские образы в произведениях Ф. М. Достоевского
    В романах Достоевского мы видим множество женщин. Женщины эти — разные. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего необеспеченной материально, а потому беззащитной. Многие женщины Достоевского унижены (Александра...смотреть целиком
  3. Говорящие заглавия произведений XIX века
    Говоря о Федоре Михайловиче Достоевском, необходимо сразу сказать о двойственности, противоречивости писателя. С одной стороны — протест против социальной несправедливости, которую автор видел повсюду, против угнетения человека человеком, против власти...смотреть целиком
  4. "Некрасов - поэт страдания" (Ф.М. Достоевский).
    \"Некрасов - поэт страдания\" (Ф.М. Достоевский). Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая—«страдания народа», И что поэзия забыть ее должна,— Не верьте, юноши! Не стареет она. Н. А. Некрасов Лирика Николая Алексеевича Некрасова...смотреть целиком
  5. Отличительная особенность работы Достоевского
    Достоевской, в повести «Вечный муж» в картине семейного быта и нравов Захлебининых автор запечатлел многие стороны жизни своих родственников Ивановых10. В черновых тетрадях к «Бесам» имеется следующая запись (она в иной редакции через несколько страниц...смотреть целиком
  6. Сюжет и психология Достоевского
    Своеобразие психологизма Достоевского выявляется и в связи с сюжетом, в частности, — с его авантюрной линией. Исследователи объясняли значение авантюрного сюжета в романах Достоевского по-разному. Отмечая, что Достоевский единственный раз во всей истории...смотреть целиком
  7. Мой Достоевский (размышления о прочитанном) 2  Новое!
    Преступление и наказание роман, который традиционно сҹитают произведением, наиболее характерным для Ф. М. Достоевского. В нем автор собрал и обобщил темы, которые были заявлены писателем ранее: униженные и оскорбленные, маленький ҹеловек,...смотреть целиком