Величие поэтики Достоевского поражает. Сквозь обыденность, казалось бы, статистического факта Достоевский проникает в бесконечные линии сил, пересекающиеся в факте и взрывающие его единичность, превращая факт в пробу, в сюжет, способный выявить скрытые для художника-натуралиста и часто непонятные современникам историко-философские и нравственные проблемы века. Тем самым Достоевский отдавал дань уважения прозаической, будничной негероической действительности XIX столетия, которую Гегель считал уже неспособной порождать великое искусство. Гегель в философии искусства, несмотря на все значение и все достоинства своих эстетических сочинений, был обращен в прошлое, Достоевский творил полнозначное и совершенное современное искусство, адекватное величию его времени.

Достоевский сам сопоставил сюжет «Преступления и наказания» с тем истолкованием, которое могли бы ему дать люди более низкого эстетико-философского кругозора, представители психологического или социологического эмпиризма, В ироническом обороте Достоевский перебрасывает мост между концепциями вульгарных реалистов и позитивистской уголовной юриспруденцией. «Дело» Раскольникова дли следователей и судей оказалось «ясным». Но «следователи и судьи очень удивлялись,— говорится и шило! с, ...тому, что он спрятал кошелек и вещи под камень, не воспользовавшись ими...». Как все эмпирики и Натуралисты, ОНИ придавали значение мелочам, не в сюжет и не имеющим никакого значения, сколько было денег в кошельке, какими купюрами, ГОМу, что самые крупные бумажки попортились от долгого лежания, Раскольников не мог ответить на вопросы об втих не значащих для пего мелочах следователи и судьи решили, что именно в этих пунктах он таился, тогда как во всем другом сознавался добровольно и правдиво. «Наконец, некоторые (особенно из психологов) допустили даже возможность того, что и действительно он не заглядывал в кошелек... но тут же из этого и заключали, что самое преступление не МОГЛО, иначе и случиться, как при некотором временном умопомешательстве, так сказать, при болезненной мономании убийства и грабежа... К тому же давнишнее ипохондрическое состояние Раскольникова было заявлено до точности многими свидетелями, доктором Зосимовым, прежними его товарищами...»





Раскольников шел навстречу своим обвинителям-упростителям. Он «почти и не пробовал защищать себя; на окончательные вопросы: что именно могло склонить его к смертоубийству и что побудило его совершить грабеж, он отвечал весьма ясно, с самою грубою точностью, что причиной всему было его скверное положение, его нищета и беспомощность, желание упрочить первые шаги своей жизненной карьеры с помощью по крайней мере трех тысяч рублей, которые он рассчитывал найти у убитой. Решился же он на убийство вследствие своего легкомысленного и малодушного характера, раздраженного сверх того лишениями и неудачами. На вопросы же, что именно побудило его явиться с повинною, прямо отвечал, что чистосердечное раскаяние. Все это было почти уже грубо...».

Достоевский прибегал к этому приему уже в сороковых годах. В «Хозяйке» Ярослав Ильич, мелкий полицейский чиновник, переосмысливает со своей точки зрения мечтательный бред Ордынова, разбойническую жизнь Мурина и трагедию прекрасной Катерины. Пошлая интерпретация Ярослава Ильича подчеркивает с особой силой глубокий и сокровенный смысл повести Достоевского.

Похожие сочинения

  1. Петербург Достоевского
    Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелёно-бледный, Скука, холод и гранит. А.С. Пушкин Петербург... Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней....смотреть целиком
  2. Сон смешного человека у Достоевского
    Сон, перенесший героя из маленькой каморки с чердачным окном, из «старого-престарого вольтеровского кресла» в беспредельную звездную даль, на новую планету, и пробуждение, возвратившее его вновь на прежнее место, образно воссоздают масштабы того пространства,...смотреть целиком
  3. Истоки творчества Ф.М.Достоевского
    Сначала была Голгофа. Он стоял на эшафоте, ослепленный после томительных месяцев угрюмой одиночки серостью зачинающегося петербургского утра 22 декабря 1849 года. Самого обычного для всех и последнего теперь уже, наверное, для него. До смерти...смотреть целиком
  4. Преступление и наказание в произведениях Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова1
    Быть или не быть — таков вопрос; Что благородней духом: покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством? У. Шекспир. “Гамлет” Почему я выбрала Достоевского и Лескова? Наверное, из-за их сложной...смотреть целиком
  5. Красота спасает мир Достоевский  Новое!
    Страшно кажется возлагать на красоту спасение мира, когда приходится спасать саму красоту от художественных и критических опытов, старающихся заменить идеально-прекрасное реально-безобразным. Но если не смущаться грубыми, а иногда и совсем нелепыми выражениями...смотреть целиком
  6. Гордый человек в произведениях Ф. М. Достоевского
    Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский Федор Михайлович Достоевский...смотреть целиком
  7. Расхождения между Достоевским и «Русским вестником»
    Следует напомнить, что всего только три-четыре года перед тем Достоевский вел ожесточенную полемику с «Русским вестником», острую и нередко беспощадную, и что, в частности, уже тогда он жестоко высмеял тупое ханжество Каткова, обнаружившего в «Египетских...смотреть целиком