В одном из своих лучших романов - “Преступление и наказание” — Федор Михайлович Достоевский ставит множество вопросов, ответы на которые он ищет, анализируя преступление, совершенное главным героем, и его последствия. Автор вкладывает в произведение глубочайший философский, социальный и религиозный смысл. И, чтобы понять его, нужно прежде разобраться в причинах преступления Родиона Раскольниксва. Но необходимо четко различать смысл и мотивы совершенного главным героем убийства. Вот, например, в чем отличие социальных мотивов от социального смысла преступления Раскольникова. Социальные мотивы — это невыносимые условия жизни, в которые попал главный герой, и мучительное сознание того, что не только он, но и тысячи других людей неизбежно обречены на раннюю смерть от голода и болезней, нищету и бесправие. Это общество, социум, который окружает юношу, отчасти и толкает его на убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны. На ее деньги Раскольников хотел помочь бедным людям, “устроить сотни, тысячи добрых дел и начинаний”. Это - один из мотивов преступления - мотив социальный. А в чем же тогда социальный смысл преступления? Он в том, что человек, пойдя против совести и совершив преступление, уже не может жить как прежде в человеческом обществе. Поступок против совести без покаяния и искупления вины раз и навсегда, “как ножницами”, отделяет личность от общества. Что и было с Раскольниковым до того, как он сознался и принял страдания для освобождения от своего греха.
Общество отвергло Раскольникова - это ясно и из того, как к нему относились каторжники в Сибири. Но они не принимали юношу не потому, что он убийца. Ведь на каждом из них лежало бремя тяжкого преступления. Каторжники видели, что Раскольников не считает их достойными общения, что он вознес себя на невидимый пьедестал, с которого 334
презрительно оглядывает других. Но почему он так возвысил себя над окружающими? Причина в его теории, созданной и выстраданной им системы идей, которая во многом и стала главной причиной преступления. Согласно теории, Раскольников делит всех людей на два разряда: одни (их большинство) молчаливо и покорно подчиняются установленным порядкам, никогда не восставая против него, а другие - “необыкновенные люди” (Наполеоны и Магометы) - смело восставали против существующего строя, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников решил, что должен доказать себе и другим, что он не “тварь дрожащая”, а прирожденный “властелин судьбы”. Убийство Алены Ивановны Родион рассматривает как эксперимент. Эта теория и есть философский мотив преступления. Всем своим произведением Достоевский опровергает идею Раскольникова.
Автор начинает опровержение с того, что Родиону не удался эксперимент над собой, он не смог без угрызений совести переступить через кровь, даже “гадкой, никому не нужной старушонки”. Раскольников приходит к выводу, что раз он не смог, он не Наполеон. Но и не “тварь дрожащая”. Кто же тогда? Вот первый аргумент против его теории: ни одного человека нельзя однозначно отнести к “властелинам судьбы” или к “тварям дрожащим”.
Раскольникова начинают терзать угрызения совести (отражением этого можно считать и сны Родиона). Герой неверно полагает, что эти муки -признак душевной слабости и трусости, недостойный истинных “двигателей истории”. Но он никак не хочет разувериться в своей теории, хотя она явно противоречит его гуманной сущности. Раскольников продолжает считать свои идеи правильными, только он, к сожалению, не относится к “право имеющим”. Отвергает свою теорию Родион лишь на каторге, когда юноша тесно сходится с простыми людьми и особенно с Сонечкой Мармеладовой. Раскольников начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим.
Религиозный же смысл преступления в том, что Родион Раскольников нарушил две главные заповеди: “не убий” и “не возгордись”. Автор на примере своего героя показывает в романе, чем может обернуться это преступление. Гордыня всегда считалась одним из самых страшных грехов и каралась сурово - полным одиночеством. А покушение на человеческую жизнь каралось людьми смертью физической, а Богом - смертью духовной. И только страдания во имя искупления этих страшных грехов, искреннее раскаяние могли спасти несчастных грешников. Тогда даруется им духовное возрождение, а, значит, и душевный покой.
Итак, философские, религиозные и социальные идеи автора слились в одной мысли: все люди одинаковы - нет высших и низших. Любой из нас может достичь счастья, покоя и духовной гармонии, если никогда не пойдет против своей совести и общечеловеческих законов

Похожие сочинения

  1. Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
    Не убий! Заповедь Христа Среди множества произведений Достоевского (“Бесы”, “Братья Карамазовы”, “Бедные люди”, “Подросток”, “Идиот” и другие) одним из первых является “Преступление и наказание”. В этом произведении раскрывается творческий...смотреть целиком
  2. Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Дуня Раскольникова
    В статье "Забитые люди" Н. А. Добролюбов писал: "В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже...смотреть целиком
  3. Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и нака­зание» раскрывается ряд общечеловеческих проблем: мо­жет ли человек во имя высокой идеи совершить преступ­ление, как после этого жить и откуда ждать наказания? Главный герой романа, студент Родион Раскольни­ков...смотреть целиком
  4. РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ (По роману Достоевского "Преступление и наказание")
    Как полюбить братьев, как полюбить людей? Н.В. ГогольСреди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских...смотреть целиком
  5. Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и Толстого "Война и мир"
    Два величайших писателя, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, почемуто в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его детище - Петербург. Это свое негативное отношение к северной столице они отразили в своих бессмертных произведениях. "Редко...смотреть целиком
  6. Использование цветовых определений в романе "Преступление и наказание"
    В произведениях Достоевского цветовые определения имеют символиҹеское знаҹение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Использование цветовых обознаҹений Достоевским послужило темой некоторых науҹных...смотреть целиком
  7. Сострадание и жертвенная любовь Сони  Новое!
    Главный герой романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" недоучившийся студент Родион Романович Раскольников идет на страшное преступление — лишение жизни другого человека под влиянием теорий, популярных среди молодежи...смотреть целиком