Роман "Преступление и наказание" был написан в период "трудного времени" конца 60-х годов XIX века, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа не только не сгладила, но еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис. Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин? Никто ни во что не верит. Хозяевами положения становятся закон силы и власть денег, циничные собственники Свидригайловы и Лужины. Большая же часть народа опускается до уровня нищеты. Человек, неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни, становится частью обнищавшего народа. Но ведь каждый человек единственный и неповторимый своей судьбой.

Весьма знаменательно, что в рассматриваемом эпизоде сначала Раскольникову снится ужасный сон, а проснувшись, он видит в своей комнате Аркадия Ивановича Свидригайлова.

Раскольникову не удается изгнать непрошеного гостя. Тот желает выговориться. В юности Свидригайлов был шулером, кутил, делал долги, за которые его посадили в тюрьму. Марфа Петровна выкупила его за "тридцать тысяч сребреников". В течение семи лет они жили в деревне, никуда не выезжая. На именины жена подарила ему документ об этих тридцати тысячах, выписанный на чужое имя, а также значительную сумму денег.

Свидригайлов считает себя невиновным в смерти жены, но признается, что уже три раза видел привидение, на что Раскольников предлагает ему сходить к доктору. Свидригайлов считает, что "привидения — это, так сказать, клочки, отрывки дру гих миров, их начало...". Кроме того, Свидригайлов оправдывается в своем поведении в отношении Дуни, пытается доказать, что он не преследовал невинную девушку, так как способен на глубокие чувства. Он предлагает свое содействие в расстройстве свадьбы Дуни с Лужиным, готов дать Авдотье Романовне десять тысяч рублей, которые ему не нужны. Просит Расколь-никова, чтобы он устроил ему встречу с сестрой. После этого уходит и сталкивается в дверях с Разумихиным.

Достоевский, писатель-гуманист, показал, какой трагедией оборачивается новое социальное переустройство общества для простого человека. Стремление жить честно приводит к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова Дуни. Ради будущего своего брата она готова выйти замуж за бездушного дельца Лужина. Маленький человек оказывается незащищенным от бесчеловечных законов общества.

Достоевский справедливо утверждал, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием. Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя.

Противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Рас-ольниковой автор подчеркнул контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством и вседозволенностью других.

"Бес богатства", "ротшильдовская идея" стали для Достоевского предметом специального художественного исследования в романе "Подросток". В мире разрушаемых ценностей, относительных идей, скептицизма и шатания в главных убеждениях его герои мучительно ишут твердых, незыблемых оснований "земной и духовной жизни", ибо, как понимает уже юный Аркадий Долгорукий, "мало опровергнуть прекрасную идею, надо заменить ее равносильным прекрасным". Эпоха требовала выработки сильной скрепляющей нравственной идеи, именно такие идеи ищут и не находят для себя герои Достоевского, ибо, как говорит один из них, "нравственных идей теперь совсем нет: вдруг ни одной не оказалось, и, главное, с таким видом, что как будто их никогда и не было. Нынешнее время... это время золотой середины и бесчувствия, неспособности к делу и потребности всего готового.

Никто не задумывается; редко кто выжил бы себе идею... Нынче безлеся Россию, истощают почву. Явись человек с надеждой и посади дерево — все засмеются: "Разве ты до него доживешь?" С другой стороны, желающие добра толкуют о том, что будет через тысячу лет. Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России; все живут только бы с них достало".

Похожие сочинения

  1. Сочинение по роману Ф. М Достоевского “Преступление и наказание”. Трагедия Раскольникова
    В центре романа Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху – процентщицу и ее сестру, безобидную,...смотреть целиком
  2. Образ Сони Мармеладовой
    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...смотреть целиком
  3. «Плуты и подлецы они». «Двойники» Раскольникова
    «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» — этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала...смотреть целиком
  4. РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ И СОНЯ МАРМЕЛАДОВА
    Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» сочетаются в Достоевском с неверием...смотреть целиком
  5. Сны и грезы Раскольникова и их значение  Новое!
    1. Вступление. Сны героев в системе художественных средств писателя. 2. Основная часть. Сны и грезы Раскольникова в романе «Преступление и наказание». - Первый сон героя и его значение, символика. Полярность образов. - Образ лошади и его значение в сюжете...смотреть целиком
  6. Сущность теории Раскольникова. (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
    Роман Достоевского «Преступление и наказание» был написан в шестидесятые годы XIX века. Это было смутное для России время. В России углубились социальные противоречия. Достоевский выступает против общества, которое толкает человека на преступление. Писатель...смотреть целиком
  7. Значение символических снов Гринева в "Капитанской дочке" А. С. Пушкина и Раскольникова — в "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского
    Как океан, объемист шар земной, Земная жизнь кругом объята снами... И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами:.. Ф. И. Тютчев Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные...смотреть целиком