В своей работе мне хочется рассказать об одном эпизоде из философского романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и выявить его роль для выражения авторского замысла. Известно, что, работая над романом «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский не сразу определил внутренние движущие силы личности главного персонажа Родиона Раскольникова, человека умного, чувствительного, но глубоко страдающего. В соответствии с первоначальным замыслом, как свидетельствует u1089 сам автор в письме к Каткову, мотивы преступления Раскольникова вполне определенны: убить одно ничтожное, вредное существо с целью осчастливить на его деньги обездоленных, в круг которых входят и родные героя. Во второй редакции романа идея убийства как прямого способа перераспределить материальные блага в пользу обездоленных разрастается до идеи убийства ради обретения ощущения власти над людьми: это ощущение власти, силы необходимо Раскольникову, чтобы совершать добрые дела.
В процессе дальнейшей работы над романом Ф.М. Достоевский трансформирует идею убийства ради власти, необходимой для добрых дел, в идею убийства ради достижения превосходства над людьми. Но при этом не отказывается и от первоначальной трактовки героя как заблуждающегося доброго сердца. Таким образом, в личности главного героя романа «Преступление и наказание» выведены две прямо противоположные идеи: идея любви к людям (пусть и в несколько странной трактовке героя) и идея безграничного презрения к людям — идея Наполеона. Как справедливо замечает Разумихин, в Раскольникове «два противоположных характера поочередно сменяются». Это противоборство двух составляющих личности Раскольникова и является той пружиной, которая определяет развитие сюжетной интриги произведения. В правильности такого прочтения романа убеждает анализируемый эпизод. В начале эпизода видим описание двух пространственных ориентиров: кабака и церкви. Кабак, «всегда производивший... пренеприятнейшее впечатление и даже страх». Церковь, «которую он любил», со старинными образами, большею частью без окладов, со старым священником с дрожащею головой.
Очевидно, что в сознании семилетнего героя сна эти пространственные ориентиры противопоставлены друг другу. Интересно, что Раскольников вспоминает кабак как место, наполненное отвратительными звуками: хохотом, руганью, безобразным и сиплым пением; посетители кабака — «толпа», «пьяные рожи». Церковь, напротив, ассоциируется с чем-то безмолвным, u1074 величественным; в связи с ней вспоминаются конкретные дорогие, близкие люди: бабушка, маленький брат. Церковь и кабак — это своеобразные символы, олицетворяющие два противоположные начала: духовное, христианское начало и начало порочное, злое, темное («Возле кабака дорога... и пыль на ней всегда такая черная»). Центральной в анализируемом эпизоде является сцена бессмысленного убийства лошади («кобыленки»; сравним: «старушонки»), свидетелем которой стал Раскольников-мальчик во сне. Обращает на себя внимание возраст героя сна — семь лет. Известно, что числа играют в романе Ф.М. Достоевского исключительно важную роль. Число 7 в теологии — истинно святое число, т. к. оно соединяет числа 3 (божественное совершенство) и 4 (мировой порядок). Указывая на возраст героя, писатель тем самым дает читателю сигнал об истинности его взгляда на мир, о гармоничности системы ценностей: они совпадают с христианским мировоззрением самого автора. Совершенно очевидно, что Раскольников-мальчик противопоставлен Миколке, убившему лошадь. Противопоставление двух пространственных ориентиров-символов оттеняется в эпизоде не менее очевидным противопоставлением двух героев, являющихся носителями праведного и неправедного жизненных начал.
Обратим внимание на цветовые сигналы в центральной сцене эпизода. Рисуя портрет Миколки, автор не случайно использует определение «красный». Мы знаем, что роман «Преступление и наказание» построен с использованием преимущественно двух цветов: желтого и красного. Если желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, надрыва, расстройства, болезненности, окружающую героев, то красный ассоциируется с кровью, преступлением. Появление красного цвета в описании внешности Миколки — это знак, указывающий на то, что реальный Раскольников и Миколка из сна — персонажи одного плана, они связаны кровью. Дальнейшее развитие действия подтверждает такое предположение: первая мысль Раскольникова после сна — мысль о крови: «...да неужели ж я... буду скользить в липкой, теплой крови... прятаться, весь залитый кровью.. » Эпизод сна дан в своеобразном обрамлении двух внутренних монологов героя. В первом Раскольников уже принял решение об убийстве: «Я к нему... на другой день после того пойду, когда уже то будет кончено». Второй внутренний монолог героя иллюстрирует решительный отказ от идеи убийства: «Господи!.. покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой... мечты моей!» В обоих монологах речь героя прерывиста, психологически неустойчива, в ней много пауз, что свидетельствует о глубоком внутреннем конфликте.
Противопоставление двух полярных решений героя совершенно очевидно перекликается с противопоставлением двух пространственных ориентиров в самом эпизоде сна (кабак — церковь), с противопоставлением образов Раскольникова-мальчика и Раскольникова-убийцы. Такая концентрация противопоставлений, разумеется, не случайна, с ее помощью автор задает своеобразную систему координат, в рамках которой будет разворачиваться противоборство двух начал в личности Раскольникова. Это противоборство автор покажет затем во многих эпизодах романа.
На мой взгляд, в анализируемом эпизоде достаточно определенно выражено отношение автора романа к Раскольникову как к герою, сущность личности которого определяет все же начало праведное, христианское, тогда как увлечение страшной идеей неограниченной власти над людьми, над их жизнями — это наносное, пришедшее извне, временное. Показательны в этом плане два описания состояния героя: до сна и после. До сна Раскольников, поглощенный мыслями о принятом решении убить, как будто не принадлежит себе, не отдает себе отчета в своих действиях: пышные коляски он провожал «с любопытством глазами и забывал о них прежде, чем они скрывались из глаз»; вытащив из кармана деньги, Раскольников «скоро забыл... для чего и деньги вытащил из кармана». Совершенно по-иному описано состояние Родиона Раскольникова после сна: «Проходя чрез мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву... Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце u1077 его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!» Весьма показателен ряд синонимов, использованных Достоевским: нарыв на сердце, чары, колдовство, наваждение... Это все — о страшной идее Раскольникова. В противовес наваждению — троекратное повторение слова «свобода (свободен)». Эта оценка автором образа Раскольникова представляется очень важной, своевременной именно в начале романа: она определяет траекторию развития персонажа, итог, к которому он придет; итог для Раскольникова — это не переход на чуждые ему мировоззренческие позиции Сони Мармеладовой, а возвращение к самому себе, семилетнему, любящему церковь.
Таким образом, роль описанного эпизода видится мне прежде всего в том, что в нем в миниатюре проиграна генеральная сюжетная линия романа «Преступление и наказание». В этом проявилось не только мастерство талантливого автора, но и новаторство в осмыслении крупного эпического жанра — социального, философского, психологического романа.