Сны, как известно, имеют огромное влияние на душевное и психическое состояние человека. Во сне происходят вещи, которые могли бы произойти с человеком в его реальной жизни, но обязательно есть какая-то деталь, противоречащая здравому смыслу. Один из типов сна - это болезненные сны, они отличаются "яркостью и чрезвычайным сходством с действительностью", именно поэтому сны, увиденные в болезненном состоянии, "производят сильное впечатление на расстроенный и уже возбуждённый организм человека".



На протяжении романа Родион Раскольников пять раз видит сны. Первый сон он видит после встречи с пьяной девочкой на К-ом бульваре. Этот сон относится как раз к болезненным снам. Действие происходит в далёком детстве Расколь-никова. Жизнь в его родном городке настолько обычна и сера, что "время серенькое", даже вечером, в праздничный день. Да и весь сон предстаёт нам в отнюдь не радостных тонах: "чернеется лесок", "дорога всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая чёрная". Контрастирует с грустным тоном лишь зелёный купол церкви, а единственным радостным цветом являются красные и синие рубашки пьяных мужиков, но радость эта распростра-няется только на них. Пространство делится на две противоположные части: кабак и церковь на кладбище. Кабак в памяти Родиона Раскольникова олицетворяет пьянство, зло, низость и грязь его обитателей и многие другие пороки, но самое главное, что веселье пьяных людей не внушает окружающим, в частности маленькому Роде, ничего, кроме страха. Чуть дальше вдоль дороги находится городское кладбище, а на нём - церковь. Совпадение их местонахождения обозначает, что какой бы ни был человек, он всё равно начнёт свою жизнь в церкви и закончит её там же на кладбище. Самые приятные воспоминания Раскольникова связаны именно с церковью и кладбищем, "он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов". Даже могилку своего младшего брата, которого Родион совсем не помнит, он вспоминает с умилением, ему просто-напросто приятно думать об этой церквушке. Церковь не зря находится шагах в трёхстах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить свою пошлую жизнь и, обратясь к богу, который всё простит, начать новую праведную жизнь. Но всё-таки кабак - мир пьянства, пороков и пошлости. Отрицательное влияние кабака на окружающий мир столь сильно, что даже большая телега, куда впрягают ломовых лошадей, на которых любил смотреть Родя, на этот раз является местом трагедии, разыгравшейся у него на глазах.
Сон этот - очень важная часть романа. В нём впервые появляется убийство, убийство не только задуманное, но и осуществлённое. И после сна в голове у Раскольникова возникает мысль: "Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с топором. Господи, неужели?". Раскольникову будет тяжело совершить это убийство, потому что его отношение к насилию мало изменилось с детства. Не зря местоимение "он" употребляется подряд и к маленькому Роде, и к Раскольникову-студенту: "ОН обхватывает отца руками... ОН хочет перевести дыхание... ОН проснулся весь в поту..." несмотря на прошедшие годы, несмотря на задуманное убийство, несмотря на то, что Родион давно уже не так набожен, как в детстве, он до сих пор питает отвращение к насилию, тем более к убийству. Также впервые в этом сне появился образ топора, который потом будет развиваться на протяжении всего романа. Топор предстал здесь как орудие убийства, надёжное, но не совсем, конечно, эстетичное, хотя, что может быть эстетичного в убийстве. Следующий образ - это образ замученной кобылёнки. Дальше в романе мы встретим его ещё раз, этой кобылёнкой будет Катерина Ивановна Мармеладова: "Уездили клячу! Надорвалась!". Она также как и эта савраска будет замучена пьяницей, в её случае это будет Семён Захарыч Мармеладов, разница лишь в том, что он не основная причина её смерти.
Если смотреть на композицию романа в целом, то этот сон находится в экспозиции. Он и выполняет функции экспозиции - знакомит читателя с образами, которые потом будут встречаться на протяжении романа. Этот сон, скорее всего, самый яркий и запоминающийся и несёт самую большую смысловую нагрузку во всём произведении.

Похожие сочинения

  1. Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова и Ивана Карамазова
    Достоевский, стоявший на эшафоте в ожидании выстрела, испытавший унижения и лишения тюремной жизни, страдавший эпилепсией, создал очень сложный литературный мир. Двойственность душ героев его произведений доведена до крайности. В них одновременно сосуществуют...смотреть целиком
  2. Речь в защиту Раскольникова
    Выписка из судебного протокола Пристав : Встать ! Суд идёт! Судья : Слушается дело - Санкт-Петербург против Ивана Раскольникова. Он обвиняется по 102-й статье УК РФ в умышленном убийстве первой степени. Все стороны присутствуют. Слово предоставляется...смотреть целиком
  3. Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона
    Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание - одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова...смотреть целиком
  4. Характер героя романа «Преступление и наказание»
    В центре романа Ф. М Достоевского «Преступление и наказание» – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху – процентщицу и ее сестру, безобидную,...смотреть целиком
  5. Характеристика образа Амалии Ивановны
    Амалия Ивановна (Амалия Людвиговна, Амалия Федоровна) — квартирная хозяйка Мармеладовых, а также Лебезятни-кова и Лужина. Находится в постоянных контрах с Катериной Ивановной Мармеладовой, которая в минуты злости называет ее Амалией Людвиговной, что...смотреть целиком
  6. Тема "униженных и оскорбленных" в романе
    Роман “Преступление и наказание” — это психологический анализ преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако речь идет о необычном уголовном деле. Это, если так можно выразиться, идеологическое...смотреть целиком
  7. Человек – целый мир
    Почти все герои Достоевского – люди сложные и противоречивые. Болезненно остро воспринимая действительность, Достоевский персонажей своих книг наделяет подобным восприятием жизни. Родион Раскольников – главный герой романа «Преступление и наказание»...смотреть целиком