Роман Ф.М.
Достоевского был опубликован в 1866 году.
Фабула произведения — убийство,совершенное бывшим студентом Родионом Раскольниковым, и расследование этого
преступления. Описывая жизнь того времени, Достоевский поднимает различные проблемы. Одна из них — человек и общество.



Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга
противоречий жизни. Одержим желанием изменить жизнь и Раскольников. Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский
старается “найти в человеке человека”,— так отмечает он в записных книжках. Это стремление автора выражается в его
отношении к героям, к событиям, которые он изображает в романе. И эта позиция — взгляд прежде всего реалиста. Сам Достоевский
говорил: “Я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой”. Этот истинный реализм
проявляется в глубоком психологизме повествования. Боль писателя за униженных,раздавленных жизнью людей сливается с их
болью и обидой. Однако он не растворяется в своих героях, они существуют самостоятельно, независимо. Автор лишь
стремится проникнуть в суть человеческого характера, обнажить те страсти, которые терзают его героев. Достоевский
выступает как тщательный исследователь всех “движений души человеческой”, но делает это в разных
ситуациях по-разному, никогда не выражая своей прямой оценки. Он подробно описывает бедный квартал Петербурга, где ютится Раскольников, его прогулки по Сенной, и становится ясно, что автору близка и дорога эта часть Петербурга.



Подробно описывая все оттенки меняющегося состояния Раскольникова, Достоевский все-таки оставляет читателю возможность самому делать выводы. Очень часто в его описаниях содержатся намеки, догадки. С самой первой встречи Раскольников предстает как человек, одержимый идеей, терзаемый внутренней борьбой. Неопределенность душевного
состояния героя создает ощущение напряженности. Тревожные предчувствия усиливают монологи Раскольникова. Размышляя над письмом, полученным из дома, он словно вступает в разговор с сестрой и матерью, так явственно звучат их интонации.



Сцена за сценой включают все новых лиц в действие. И если в начале романа автор подводит нас к теории Раскольникова наметками, развертывая в форме статьи, написанной Родионом, то по мере развития сюжета идея эта обсуждается, оценивается другими героями, подвергается сильнейшему испытанию. Раскольников, чувствуя, что погибает, мучительно ищет выхода. В нем зреет бунт, но бунт индивидуалистический, связанный с теорией, по которой сильные личности имеют право нарушать человеческие законы, даже преступая через кровь, имеют право властвовать над слабыми, которых считают “тварями дрожащими”.



Образ Раскольникова не лишен обаяния. Он честен и добр, склонен к состраданию. Беспокоится о матери, любит сестру, готов помочь
несчастной обреченной девочке, которая поразила его своим видом, тревожится о судьбе Мармеладовых. Убедив себя, что смерть старухи спасет тысячи жизней, он не может сладить со своей растревоженной совестью. Душевная уязвимость обостряет страдания Раскольникова, он постепенно начинает задумываться над тем, насколько вредна его теория. Может ли сильная личность переступить закон, если обрекает себя и близких на нравственные страдания? Сначала ему казалось, что если существует право сильного, если мир, разделенный на угнетателей и угнетенных, стонет от несправедливости, то он вправе преступить законы общества. Но не смог. И не смог, потому что преступление отчуждало его от людей, потому что не старуху убил, а принцип убил, “себя убил”. Раскольников не выдержал испытания, которому себя подверг, и в этом его спасение. Потрясенный великодушием и душевной силой Сони Мармеладовой, Раскольников оказывается
способным приблизиться к нравственному воскрешению.


Достоевский ставит вопрос, имеет ли право такая личность пойти на крайность — убить другого человека, и решает его отрицательно — не может, потому что за этим обязательно следует наказание — нравственное, внутреннее страдание.



Носителем нравственного идеала Достоевского является Соня Мармеладова. Он считает, что человек, который служит другим людям, стоит очень высоко в нравственном отношении. Его героиня волею судьбы оказалась в крайней степени падения. Но для нас Соня — чистая,
возвышенная, потому что все делает, движимая одним чувством — желанием спасти близких, даже такой ценой.



По мысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будут причинять друг другу страдания, строить счастье на несчастье других. Человек, испытывающий страдания, не будет причинять зла другим. Автор ставит проблему добра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания.



Достоевский ставит еще одну проблему — проблему способности человека к нравственному возрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит к порогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку с
повинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос.



Позиция Достоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям, заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, где властвуют деньги. Но Достоевский не видит путей изменения общественных условий, он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастью видит через страдания. Но самое главное, что свой великий гуманизм, высокую проповедь добра и сострадания к людям, боль за человека он сумел выразить в своих книгах, и в этом проявилась его нравственная позиция писателя, классика русской и мировой литературы.

Похожие сочинения

  1. Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины...смотреть целиком
  2. Почему теория Родиона Раскольникова оказалась несостоятельной
    Ф. М. Достоевский — «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» — это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...смотреть целиком
  3. Смысл названия романа "Преступление и наказание"
    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” — это роман Достоевского,...смотреть целиком
  4. Сны и грезы Раскольникова и их значение  Новое!
    1. Вступление. Сны героев в системе художественных средств писателя. 2. Основная часть. Сны и грезы Раскольникова в романе «Преступление и наказание». - Первый сон героя и его значение, символика. Полярность образов. - Образ лошади и его значение в сюжете...смотреть целиком
  5. "Образ желтого Петербурга" в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ свои дворцы...смотреть целиком
  6. Раскольников в системе образов
    Жестокая, захватывающая, всепоглощающая борьба между Добром и Злом - эта проблема стояла и будет стоять перед человечеством всегда. В романах Федора Михайловича Достоевского этот поединок разворачивается в душах отдельных людей. Полярность божеского...смотреть целиком
  7. Трагедия бунтаря или история крушения одной теории (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»)  Новое!
    Роман «Преступление и наказание» написан Ф. М. Достоевским в 1866 году и является одной из вершин его творчества. Это произведение резко выделялось на фоне литературы того времени. «Преступление и наказание» — роман на первый взгляд об убийстве. Но...смотреть целиком