Когда читаешь роман Федора Достоевского «Преступление и наказание», кажется, от первого знакомства с Родионом Раскольниковым до его страшного преступления и потом до наказания время тянется долго. Оказывается, прошло всего тринадцать дней с того момента, когда бывший студент вышел со своей каморки «на пробу» и, в конце концов, пришел в полицейский участок, выдохнув слова: «Это я убил…». С первой страницы романа сразу же знакомишься с главным героем - бедным студентом, который не имеет денег на обучение, на обеды, на квартиру, плохо одетый, но красивый, темноволосый, стройный, и пронимаешься симпатией к нему. Мне кажется, писателю удалось показать главное в Родионе - совесть. Если бы ее не было, то у нас не возникла бы симпатия к нему, не было бы переживаний за бедного студента (как, например, совсем не жаль Гренуя в «Парфюмере» у Патрика Зюскинда).

Как удалось Достоевскому показать изменения, которые произошли с главным героем? Как проходит эволюция? На мысль пришел такой себе каламбур: эволюция через революцию. Достоевский, прежде чем найти истину в жизни, прошел через эшафот, каторгу, через революционную идею. Можно сказать, что он умер для того, чтобы возродиться в новом виде (ведь гражданская смертная казнь на Сенной площади - это символ смерти).

И своего героя автор проводит через подобное. Только у Достоевского была революционная идея, кружок Петрашевского, стремление изменить мир к лучшему. Раскольников - индивидуалист, одиночка, но он стремится того самого - сделать жизнь лучшей. Автор решает главную задачу: можно ли сделать мир счастливым с помощью насилия? И показывает, как идея насилия воплощается в жизнь, как ею можно воспользоваться, но человек с совестью некогда не сможет жить, сознавая, что в основе ее пирамиды счастья лежит преступление. Достоевский поставил перед собой такую задачу: показать людям, что хорошим этот мир можно сделать не убийством, а только добрыми делами, любовью.

Родион задумал убить старую ростовщицу - зловредную, никчемную, никому не нужную, от которой никому нет пользы, а скорее наоборот. Он и обучение закинул, все думал и думал. Он даже написал статью в журнал об этих своих раздумьях - о низменности людей на две категории. Одна категория будто имеет больше прав на существование и на то, чтобы «новое слово» в истории сказать, а другая только для того создана, чтобы быть материалом для продолжения рода. Родиону хотелось решить вопрос, к которой категории людей он принадлежит: Наполеон он или «тварь дрожащая»?

Поход «на пробу» был будто и удачным, но следовало только было выйти Раскольникову из квартиры Алёны Ивановны, как ему сделалось противно, что он целый месяц мог жить с такими безобразными и мерзостными мыслями. Он решил отказаться от задуманного. Но соблазны не дремлют: случайно он услышал, что Лизаветы не будет дома, случайно на глаза ему попадается топор… И все - Родион не может себя остановить, никто не попался ему на глаза такой, кто бы отговорил его от этой дикой идеи. Если бы чуть раньше он познакомился с Соней! И вот старая ростовщица убита (а вместе с ней - ни в чем не виновная ее сестра Лизавета). Стало ли легче герою? Нет! Наоборот! Три дня Родион находился в горячке, он не рад даже матери и Дуне, которые приехали в Петербург. Как и бедный несчастный Лазарь, он три дня «был мертв», его тело было привалено камнем. Думаю, это кульминация романа. Здесь Родион должен был оставить свою страшную мысль о праве на убийство. А он продолжает думать: старая - это только «вошь», «таракан», ее жизнь ничего не значит… Но как с этим жить? Вот здесь герой должен снять с себя ту нечеловеческую личину и начинать возрождение человека, который еще есть в нем, которая еще не умершая. Но личина не так скоро снимается: Родион упрямо не хочет признавать себя виновным. Он сознался в убийстве, «так как совесть замучила», но виновным себя не считал.






Суд… Каторга… Родион носит в сердце злость. Он пасмурный и неприветливый. Казалось, Родиону хотя бы здесь должно быть легче - его окружают преступники, а не честные люди. Но и каторжане набросились на него в церкви, называя безбожником, били его за то, что он показывал свою гордыню, смотрел на них пренебрежительно. Убить хотели за бесчеловечность.

Неуютно было Раскольникову. Почему Соню любили везде, а его нигде? Не Соня собиралась сделать счастливым все человечество, а именно он этого хотел. В чем же суть? Ответ прост, он лежит в одной из Заповедей Господних: «Возлюби ближнего своего…» Соня любила людей, помогала каждому, кто нуждался в том. Она отдала себя в жертву детям, мачехе, отцу, потом пошла с Родионом на каторгу. Сердце ее было преисполнено любви к людям - и люди платили ей любовью.

В сердце Родиона постоянно бурлит, в нем хаос. Когда же придет покой? В последней сцене мы видим, как Родион, в конце концов, изменился, будто как раз теперь наступает воскресение Лазаря! Волнение за Соню, переживание за нее помогают ему растопить собственное сердце, выпустить на волю то добро, которое так долго Родион загонял в какие-то темные уголки своего сердца.

«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то будто подхватило его и будто бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колена… Они хотели говорить и не могли. Слезы стояли в их глазах. Оба они были бледными и худыми, но в этих болезненных лицах уже засияла звезда обновленного будущего… их воскресила любовь…». Кажется, любые слова лишние после такой сцены. Сцены возрождения человеческой души…

Говорят, каждый человек в жизни должны пронести свой собственный крест, которым бы тяжелым этот крест не был. Только через страдание, через ошибки человек способен осознать свое счастье, - такова точка зрения автора романа «Преступление и наказание», выдающегося писателя Федора Достоевского.