Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни провел в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью расплачиваться с долгами за издание журналов «Эпоха» и «Время», предпринятое братьями Достоевскими до смерти старшего брата Михаила. Поэтому писатель вынужден был заранее «запродавать» свой роман издателю, а потом мучительно торопиться к сроку. У него никогда не было достаточно времени, чтобы, подобно Толстому, семь раз переписать и поправить написанное. Поэтому роман «Преступление и наказание» достаточно уязвим в некоторых аспектах. Много сказано о его растянутости, неестественном нагромождении отдельных эпизодов, других композиционных недостатках.
Но все выше сказанное не может заслонить от нас тот факт, что творчество Достоевского, его художественное восприятие мира настолько ново, своеобразно и гениально, что он навсегда вошел как новатор, как основоположник новой школы в историю мировой литературы.
Главной художественной особенностью романа «Преступление и наказание» является тонкость психологического анализа. Психологизм свойственен русской литературе, имеет в ней богатые традиции. Сам Достоевский говорил о влиянии Н. В. Гоголя на его творчество. Достоевский использует также традицию, заложенную М. Ю. Лермонтовым, который утверждал, что «история души человеческой… едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа». Для Достоевского в романе характерно проникновение в психологию изображаемых героев (будь то кристально чистая душа Сони Мармеладовой или темные изгибы души Свидригайлова), стремление не только передать их реакцию на господствовавшие тогда отношения между людьми, но и мироощущение человека в данных социальных обстоятельствах (исповедь Мармеладова).
Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору прием полифонии, многоголосия в романе. Каждый герой помимо участия в диалогах произносит бесконечный «внутренний» монолог, показывающий читателю, что делается в его душе. Достоевский строит все действие романа не столько на реальных поступках и их описании, сколько на монологах и диалогах героев (сюда вплетается его собственный голос, голос автора). Писатель тонко передает речевые особенности каждого образа, особенно чутко воспроизводит интонационную систему речи каждого персонажа (особенно это заметно в речи Раскольникова).
Из этой творческой установки исходит и еще одна особенность романа – лаконичность описаний. Достоевского интересует не столько, как выглядит человек, сколько то, что у него внутри, «за душой». Так и получается, что из всего описания Сони запоминается только яркое перо на шляпке, «совершенно не идущей к ней», а у Катерины Ивановны – не то яркий платок, не то шаль, которую она носит.
Важной художественной особенностью можно считать и то, что роман «Преступление и наказание» выводит нас на глубинное философское осмысление жизни. Герои его (особенно Раскольников) – люди ищущие, одержимые одной идеей. Такой идеей, заставляющей главного героя забыть о собственном благополучии, становится идея «крови по совести». Достоевский обсуждает ее с читателем, Родион с Мармеладовым, Порфирием Петровичем, с читателями в статье, написанной им; на протяжении всего романа идет философская полемика о содержании понятия «преступление»: почему Сонечка – преступница, а Лужин – порядочный в глазах общества человек, хотя на самом деле все наоборот?
Даже сам сюжет романа основывается на описании преступления (известно, что Достоевский прочитал о чем то похожем в колонке происшествий). Страсти в романе доведены до предела, в нем нет полутонов. Особенностью романа является также крайняя напряженность конфликта. Нормальная, обычная жизнь скучна для его главного героя. Казалось бы, зачем убивать? Возьми у Разумихина взаймы сапоги, ходи по урокам, заработай денег, восстановись в университете, заплати за квартиру и чувствуй себя человеком. Нет! Такая жизнь не для Родиона Раскольникова. Ему важнее принцип проверить, да и не умеет он ждать и откладывать «на потом». Поэтому и происходит так, что главным предметом изображения в романе «Преступление и наказание» становится мир исключительного, катастрофического, трагедийного. В этом особенность восприятия мира его персонажами.
Все перечисленные художественные особенности романа делают его шедевром русской и мировой литературы, а его автора – основоположником нового «психологического» подхода к изображению явлений действительности.