«О, конечно, - писал Достоевский, - золотой мешок был и прежде: он всегда существовал… но никогда еще не возносился он на такое место и с таким значением, как в последнее наше время… Прежние рамки прежнего купца вдруг страшно раздвигаются в наше время. С ним вдруг роднится европейский спекулянт, на Руси еще прежде неведомый, и биржевой игрок… Он уже роднится и братается с особой (т. е. с прежним крепостническим барином) на бирже, в акционерном собрании, в устроенном вместе с особой банке… Главное, он вдруг увидал себя решительно на одном из самых высших мест в обществе, на том самом, которое во всей Европе давно уже, и официально и искренно, отведено миллиону…»

Мир не только остался погруженным в неправду, в несправедливость, в несчастье, все муки его усилились, все обиды его умножились, все необеспеченные и придавленные оказались еще в более униженном и горестном положении. На не устраненные еще по-настоящему язвы старого крепостнического порядка наслоились новые невиданные и неслыханные раньше противоречия первоначального капиталистического накопления, к которым большинство не было подготовлено и поэтому не могло встретить их во всеоружии.

Однако представления о социальных противоречиях и социальных бедствиях неправедного мира сего остались у Достоевского в новом романе неизменными; они характеризуются не эксплуатацией, а нищетой, самым ярким их символом по-прежнему являются женщины, вынужденные торговать любовью, и страдающие дети.

Мир устроен так, что нищета в нем не только несчастье, но и вина, порок, безнравственность, в отличие от официального христианского отношения к нищете.





«Милостивый государь,- начал он (Мармеладов) почти с торжественностию, - бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя.

С поразительной точностью, с материалистической последовательностью показывает Достоевский, как Сонечка Мармеладова с ее чистотой и самоотверженностью становится проституткой. Образ девушки, продающей за тридцать рублей, за тридцать сребреников, свою невинность и красоту, постепенно заполняет страницы романа, символизируя неправду, жестокость, весь ужас мира сего. Гордая Дуня, сестра Раскольникова, вариант все той же Сони: для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать продаст! «О, тут мы, при случае, и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем.

«Средние люди», пришедшие в роман Достоевского из социальных низов, «средние люди», низвергнутые вниз из дворянских верхов,- все гибнут, все унавоживают костями и кровью цветение неправедной капиталистической цивилизации. Физически задавлен был несчастный Мармеладов «щегольской и барской» коляской, запряженной парой горячих лошадей. Социально раздавлена вся нищая и голодная семья Мармеладова. Все покатилось вниз, в бездну, несмотря на «колодезь», на безрезультатную жертвенность Сони.

Катерина Ивановна скатилась на социальное дно сверху, из благополучных прежде дворянских этажей. Такие люди - а это излюбленные персонажи Достоевского- более остро чувствуют неправду и несправедливость, они сравнивают и сопоставляют, они не привыкли или еще не привыкли.

В образном мире Достоевского большую роль играет «генерал». «Генерал» - символ правящих и имущих, источник благ и возможного правосудия. Образ этот, в соответствии с эволюцией самого Достоевского, претерпел важные изменения - от генерала в повестях сороковых годов до генерала Епанчина в «Идиоте». В воспаленном мозгу Катерины Ивановны генерал рисовался чем-то вроде доброго начальника Шумкова (из «Слабого сердца»). Она «махнула» к генералу, под началом которого служил когда-то ее муж, нашла его на званом обеде, настояла и добилась, чтоб он вышел к ней - и выгнал вон.

Похожие сочинения

  1. Сонечка Мармеладова
    «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы узнаем о ней из рассказа Мармеладова. В первый...смотреть целиком
  2. По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". "Я хотел Наполеоном сделаться…" (проблема "наполеонизма" в романе).
    В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другими, "наполеонизма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо...смотреть целиком
  3. Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Дуня Раскольникова
    В статье "Забитые люди" Н. А. Добролюбов писал: "В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже...смотреть целиком
  4. Раскрытие образа в романе: Соня Мармеладова и Раскольников
    Наибольший такой вклад сделала Соня Мармеладова. Она помогла герою понять, кто она, а кто он, что ему даёт признание, для чего им нужно жить, помогла душевно воскресить и посмотреть на себя и на других по-другому. Это была хорошенькая девушка лет восемнадцати,...смотреть целиком
  5. Преступление и Наказание - Достоевский
    Роман "Преступление и наказа-ние" был задуман Ф.М. Досто-евским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложе-ния". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильны-ми личностями" ,ставящими се-бя выше нравственных...смотреть целиком
  6. Теория Родиона Раскольникова и её опровержение
    У каждого человека есть теория, по которой он живёт. Иногда оказывается, что сама теория интересна, но пути достижения цели не только совершенно не понятны, но ещё и каким-то образом влияют на других людей. Сразу же вспоминается теория Родиона Раскольникова,...смотреть целиком
  7. Свидригайлов
    СВИДРИГАЙЛОВ — центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1866), состоятельный дворянин «не без связей». Впервые Аркадий Иванович С. упоминается в письме матери Раскольникова к сыну с рассказом о злоключениях его сестры...смотреть целиком