Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория, оправдывает ли цель средства. Он долго колеблется в своем решении. Но Родион Романович все-таки убивает старушонку. И в этот момент в глубине души встает вопрос кто такой Раскольников: преступник или фанат идеи. Рассмотрим все за и против.
Идея фанатизма главного героя отрицается колебаниями Раскольникова, так как фанатизм охватывает всецело и всепоглощающе, сомнения не допустимы. Кроме того Раскольников хладнокровно продумывает свое преступление до мелочей, нет стихийности действий, присущей фанатизму. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем и холодным умом. Только человек со скрытой преступной натурой, зашедший в тупик способен на такое преступление.
Раскольников - преступник. И ему нет оправдания. Он убил беспомощную старушонку-процентщицу, которая зарабатывала на жизнь как могла. Раскольников - юноша с большими амбициями, а на преступление пошел ради легкой наживы. Несмотря на оптимистический финал, мы не можем с уверенностью сказать, что преступление не повторится.
Личность в представлении писателей второй половины XIX века - это понятие, прежде всего, нравственное. Именно она движет общество вперед, способствует его развитию. Основной чертой индивида является способность к самокритике, самоанализу и стремление к совершенствованию. Поэтому доминирующую роль в произведениях русской литературы того времени занимают именно такие герои.
Ф. М. Достоевский был ярким представителем русской интеллигенции 60-70-х годов XIX века. Одной из основных особенностей его творчества было гуманное отношение к человеку, за которого он испытывал боль. Свои идеи автор воплощал в художественных произведениях, главными героями которых всегда были люди ищущие и думающие.
Таким был и Родион Раскольников. С самого начала он предстает перед нами как необычный человек. Мы понимаем, что в его душе что-то творится, в его голове кроется какой-то замысел, его терзает непонятная нам мысль: «...но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». «Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, ко всякого рода обществу, особенно в последнее время
Начиная с первых страниц романа, Достоевский готовит своего героя к роковому шагу. Все, что окружает Раскольникова, нравственно и физически давит на него. Изображая героя в грязно-желтом Петербурге среди нищих, пьяниц, «униженных и оскорбленных», автор хочет показать ту оборотную сторону жизни города, показать, как гибнет умный и образованный человек. Погруженный в нищенскую обстановку, Родион начинает страдать, мучиться.
Хорошее нравственное воспитание Раскольникова не позволяет ему равнодушно смотреть на страдания людей, хотя он и сам находится в бедственном положении. «Вот тут... двадцать рублей, кажется, - и если это может послужить вам в_ помощь, то... я... одним словом, я зайду!» Герой смущен тем, что он помогает человеку, не усматривает в этом ничего сверхъестественного.
Несмотря на жестокость своей теории, которую он создал в своем воображении, он был отзывчивым и душевным человеком. Чем мог, он . помогал семье Мармеладовых. Уязвленная гордость героя мешала ему жить спокойно. Он слишком высоко ценил себя и не мог понять, почему умный и образованный человек должен давать грошовые уроки, чтобы сводить еле-еле концы с концами. И это, конечно, сыграло большую роль в развитии его душевного конфликта.
На протяжении всего романа Достоевский показывает нам внутренние диалоги Раскольникова, «диалектику» его души. Как человек думающий, герой постоянно рассуждает, анализирует свои поступки и делает выводы.
Создав теорию о «людях-гениях» и «муравейнике», герой вступает в спор с самим собой. Его действительно волнует вопрос, что он представляет собой. «Кто я - тварь дрожащая или право имею?» Гуляя по городу, сидя дома, разговаривая с окружающими его людьми, Раскольников все больше уверяется в правоте своей теории, в праве «гениев» на кровь «по совести».
Разговор в трактире, знакомство с Мармеладовым, письмо от матери - все это послужило решающим толчком к совершению его «пробы». Но что же дальше? «Проба» совершена, а душевные страдания не прекращаются. Убийство лишь стало началом всех нравственных страданий Раскольникова. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боятся выдать себя и сделать лишний шаг. Читателю кажется, что герой находится на пути к сумасшествию. Но именно сейчас Раскольников начинает понимать, что он такой же «муравей», такая же «тварь дрожащая», как и все остальные люди. Это заставляет героя еще больше страдать и мучиться. И жаль становится героя, страдающего, обезумевшего, оттолкнувшего от себя родных и друзей. Только одна Соня понимает его, принимает таким, как он есть. Именно она возрождает его вновь к жизни, призывает к мукам ради воскрешения души, ради спасения. И вот этот жестокий, эгоистичный человек сам сознается в преступлении, сам принимает на себя страдания. Конечно же, это влияние Сони Мармеладовой, живущей и руководствующейся чувством, которая с 336
помощью веры и любви возвращает героя к жизни. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
Необычный финал романа является последним штрихом в раскрытии духовных исканий личности Родиона Раскольникова. Герой выбирает смирение, сострадание и, в конечном счете, отказывается от какого-либо протеста. Пройдя путь от убежденного атеиста до истинного христианина, герой нашел себя, нашел истинное счастье в жизни. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...» Это жизнь настоящей личности, разумного и думающего существа. Только находясь в исканиях, раздумьях, постоянном духовном поиске, человек может считаться личностью.
Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися от стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге. Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие.
Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугубляет чувство духовного одиночества в толпе.
Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Переполненный страданиями Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его искренняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение.
Вообще именно на примере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема униженных и оскорбленных людей, их многочисленных бедствий в «сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице». Так возникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушно взирающего на горе и страдания людей.
Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитателей петербург ских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявыми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мар-меладовых. Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, не похожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Расколь-никова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина которых - постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека.
Все эти примеры закономерно приводят к выводу о невозможности в этом жестоком мире жить по нормам общечеловеческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских заповедей. Герой романа Достоевского рано или поздно оказывается перед выбором: умереть или жить ценой сделок с совестью. К этому миру неприложи-мы общепринятые нравственные законы. Если бы Сонечка Мар-меладова не стала жить по желтому билету, то умерла бы с голоду ее семья. Когда Раскольников в разговоре с ней упоминает о самоубийстве как о единственно достойном выходе, его слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: «А с ними-то что будет?» Значит, любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям.
Соня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистоту, и цельность, и высокую нравственность. Ее преступление оправдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.
Сестра Родиона Раскольникова Дуня согласна выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, - вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Значит, в мире униженных и оскорбленных, несмотря на ужасающие условия жизни, люди способны сохранять благородство, любовь, сострадание, великодушие. Изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленным и униженным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях.