Для Ф. М. Достоевского капитализм — это общество, где есть не только просто богатые и бедные, но и люди, абсолютно потерявшие себя в этой жизни, кто уже никогда не поднимется со дна. Примером может служить хотя бы семья Мармеладовых. В крике Катерины Ивановны, в ее рассказе о прошлой жизни заключена горькая правда о людях, которые никому не нужны в этом мире и в этом бездушном городе. По мере того как развертывается повествование, образ Петербурга усложняется, становится символом страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения, где торжествует бессовестная торгашеская мораль, где все продается и покупается. На страницах романа появляется галерея «деловых людей», паразитирующих на человеческом горе. Одни появляются мимолетно: мошенник Кох, скупающий у старухи-процентщицы просроченные вещи; содержатель распивочной Душкин, купец Юшин, который сдает подозрительные дешевые номера, Луиза Ивановна, Дарья Францевна, торгующие женщинами, и т. д. С другими автор романа знакомит нас обстоятельно, обнажая их психологию. Достоевский с нескрываемой неприязнью говорит о Лужине — немолодом господине, «чопорном, осанистом, с осторожною и брезгливою физиономией». Это Чичиков эпохи 60-х годов XIX века, Чичиков, способный на любое злодеяние. Достоевский вложил в уста негодяя Лужина теорию «личного обогащения»: «возлюби прежде всех одного себя» (все на личном интересе основано). Суть всех его деяний сводится к теории «целого кафтана»: ни с кем ничем не делись! Он разбогател и «пуше всего боялся... вот уж несколько лет обличения». Только брезгливость и презрение вызывает у Раскольникова этот делец новейшей формации. По словам Лужина, нужно отбросить какой бы то ни было нравственный долг перед другими людьми. Его девиз: «Приобретая для себя, я приобретаю как бы для всех». Через Лужина Раскольников понял, к чему может привести его идея о праве «избранных» на вседозволенность.
В отличие от Лужина Свидригайлов — фигура не только отталкивающая, но и трагическая. Он прошел «жизненную школу» в петербургских притонах; неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными — все это развратило его. Достоевский окутывает жизнь Свидригайлова тайной. Мы не можем сказать, какие злодеяния совершил Свидригайлов, в чем он повинен. В душе этого человека под спудом пороков еще теплится искра добра. Душу Свидригайлова пробудила любовь к Дуне. После того как он неожиданно для самого себя пожалел ее, в нем словно что-то перевернулось. Заговорила совесть. Свидригайлов уходит из жизни, напоследок спасая от нищеты и гибели Соню, сирот Мармеладовых и свою невесту.
Деньги и власть — с одной стороны, с другой — добрый тиран...
Раскольников все отчетливее чувствует внутреннюю связь своей теории со взглядами Лужина и Свидригайлова. Ведь и они считают, что человеку, обладающему силой и властью, «все позволено». Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: «А доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей резать можно...» Свидригайлов, которого остро ненавидит Раскольников, говорит ему: «Мы одного поля ягоды». Что общего между этим преступным человеком и страдальцем за человечество? Видимо, то, что оба они — пусть по разным мотивам — сочли возможным «перешагнуть через кровь».
Раскольников готов во имя спасения человечества «страдания взять на себя». Свидригайлов не выдержал мук памяти и ушел из жизни... А Лужин? Лужины... остались. И свое от жизни они будут брать, перешагивая через все!..