Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости,
с которой все выражается на нем - отвлеченные мысли,
внутренние лирические чувствования,
"жизни мышья беготня", крик негодования,
искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
А.И. Герцен


Ценность литературного произведения в его яркости, образности. Всего этого можно достичь разными средствами. Но в основном яркость произведения зависит от мастерства автора показать и выделить те или иные детали, характеризующие героя, его быт, весь роман в целом.

Такие мастера как Гоголь, Достоевский умели найти "говорящие" детали, которые зримо характеризовали их героев. Они умели найти такую "изюменку", которая, мало того, сделает жизнь героя более понятной, но и многое дорисует в воображении читателя.

Для примера возьмем роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Мне кажется, автор блестяще изобразил быт героя, подобрал художественные средства настолько верно, что призведение вошло в мировую классику.

Иногда критики называли "Преступление и наказание" "петербургским романом", так как образ Петербурга тысяча восемьсот шестидесятых - восьмидесятых годов не просто фон, на котором происходит действие, а своеобразное "действующее лицо" - город, который душит, давит, угнетает. Достоевский глазами Родиона Раскольникова смотрит на летнюю погоду в Петербурге: "… на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…" Такие чувства возникают у Раскольникова, глядя на улицы Петербурга.

Создавая образ города, Достоевский показывает всю атмосферу тех дней, когда Петербург разрастался за счет доходных домов - многоэтажных домов, владельцы которых сдавали комнаты внаем.

В романе часто рисуются уличные сцены, показывающие безысходность жизни разных людей.
Вдруг он видит женщину "с желтоватым лицом и красными впавшими глазами…" Неожиданно она бросается в воду, а вслед за этим он слышит крики другой женщины: "…до чертиков напилась, она раньше удавиться даж хотела, с петли сняли…" И эту картину Достоевский дает нам неспроста. Этим он хочет показать, что все вокруг угнетает Раскольникова. В этой сцене на мосту герой, видя отчаяние окружающих людей, сравнивает с ними свою жизнь и понимает, что он так же может закончить свое существование, не жизнь, а именно существование. Ведь условия, в которых "обитает" Раскольников, не подходят даже для животного. Но вернемся в Петербург…

Покинув грязные улицы Петербурга, Родион идет к себе в комнату, проходя "через вонючие дворы-колодцы…", поднимается по темной лестнице, пугаясь каждого шороха и прячась от людей, потому что он боится встретиться с хозяйкой своей комнаты. И причина всего этого всего одна - он много задолжал за комнату и ему все равно нечем ей заплатить. Но ведь хозяйке безразлично его положение, главное для нее - своевременная оплата за комнату.

И вот Раскольников приходит в свою комнату, да это даже на комнату не было похоже, а скорее на шкаф. Квартира его находилась "над самою кровлей дома…", и поэтому жара там была невыносимая.

В углу комнатки стоял старый диван, обои на стенах висели желтые, почти отвалившиеся от стен. Лучи солнца бывали редкими гостями в жилье Раскольникова; в основном там была полутьма, сдавливающая человека. Вся обстановка комнаты как бы давила на героя; и эта комната, похожая на шкаф, и желтые обои, и лохмотья, в которые он был одет - все давило.

Вся обстановка, все детали в целом создают картину нищеты и болезненности ума Родиона. Но ведь это и хотел показать Достоевский.

"…Задавила его нищета…" - вот главная причина совершения преступления. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до сумасшествия , бешенства и безумия. Он понимает, что от этого никуда не деться.

Достоевский нашел такие детали, обрисовывающие быт героя, что читатели начинают испытывать те же чувства, что и Родион Романович. Читатель чувствует и духоту летнего Петербурга, и полутьму комнаты героя.

Мне кажется, что так обрисовать быт героя может не каждый писатель. Ведь для того, чтобы читатель почувствовал атмосферу, быт, жизнь героя, нужно обращать внимание на малейшие детали: на цвет, на запах. Федор Михайлович Достоевский обратил внимание абсолютно на все. Не будь его подробнейших описаний, мы вряд ли поняли бы мотивы преступления Раскольникова, которые в конце концов оправдывают его перед читателем. Мы жалеем героя. И в этом заслуга великого гения - Достоевского.


Похожие сочинения

  1. Образ Сони Мармеладовой
    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...смотреть целиком
  2. «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе
    Роман «Преступление и наказание» был написан во времена бурь и потрясений пореформенного времени, когда в обществе в наиболее яркой форме проявились все противоречия и контрасты. Повсюду цинично провозглашалась мораль грабежа и обогащения как принцип...смотреть целиком
  3. Сонечка, вечная Сонечка пока мир стоит (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Одна из идей Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — это идея о том, в каждом, даже в самом забитом человеке, опозоренном и преступном, можно найти высокие и честные чувства. Эти чувства, которые можно найти почти в каждом персонаже романа Ф.М....смотреть целиком
  4. Соня Мармеладова — «чистый свет высокой нравственной идеи»
    Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом. Мысль...смотреть целиком
  5. Сравнение персонажей: Соня Мармеладова и Раскольников
    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...смотреть целиком
  6. Сон об убийстве лошади (Анализ эпизода романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Достоевский по праву считается писателем-психологом. В романе «Преступление и наказание» психологический анализ состояния преступника до и после совершения убийства слит воедино с анализом «идеи» Раскольникова. Роман строится так, что читатель постоянно...смотреть целиком
  7. Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна) — сестра  Новое!
    Гордая и благородная девушка. "Замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, само уверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата,...смотреть целиком