В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале Русский вестник роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Появившееся произведение далеко не во всем соответствовало первоначальному замыслу автора. Начиная работать над романом, Достоевский хотел назвать его Пьяненькие и описать в нем судьбу современного ему маленького человека, образ которого сохранился в итоге под именем Семёна Мармеладова. Однако в процессе создания произведения автора захватила новая идея: рассказать о развитии, воплощении и крахе некоей идеи, во многом похожей на популярную тогда идею бонапартизма.

Теория эта, по замыслу автора, должна была зародиться в голове молодого человека, студента, принадлежащего беднейшему классу, живущего в среде униженных и оскорбленных. Но и этот роман о молодом мыслителе не сразу принял тот вид, в котором каждый из нас может его прочитать: в первых редакциях произведения повествование велось от первого лица, то есть читатель все видел и воспринимал точно так же, как и главный герой. В дальнейшем Достоевский отказался от этого способа изложения и стал показывать нам все действия героя со стороны, так как при таком методе изображения можно легче и полнее показать все противоречия, возникающие между теорией сильной личности и «живою жизнью».

Одним из главных объектов романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание является теория, созданная главным героем, Родионом Романовичем Раскольниковым. Основная идея этой теории заключается в том, что все люди на Земле делятся на обыкновенных, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и необыкновенных, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Ключевым моментом этого разделения было то, что люди необыкновенные имеют полное право на преступление для достижения своей цели и способны пролить кровь во имя лучшего.

Сутью и основным содержанием романа является своеобразный диалог автора и главного героя, результатом которого становится развенчание этой теории. Раскольников решается на преступление не сразу, к убийству его подталкивают страдания человеческие: нелегкая судьба Мармеладова, встреча с пьяной девочкой на бульваре, сон о забитой Миколкой лошади и многие другие. Он решается проверить тварь ли я дрожащая или право имеющий, способен ли переступить через чужую жизнь ради спасения людей.

Несостоятельность теории главного героя начинает обнаруживаться уже во время совершения преступления. В идеях Раскольникова нет строгой логической завершенности, и в самый неподходящий момент в злополучной квартире появляется сводная сестра Алены Ивановны – Лизавета. Ока является одной из тех страждущих, ради которых Родион Раскольников и идет на преступление, но ему пришлось убить и Лизавету, а также, вероятно, ее еще не рожденного ребенка.

Одним из подтверждений ложности высказанной теории является совершенное уединение главного героя от внешнего мира, людей, естественных человеческих чувств: …Мрачное ощущение мучительного, бесконечного… отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его… Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более… это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Раскольников 352

После совершения убийства прячет награбленное под большим неотесанным камнем не только потому, что боится обыска в своей квартире, но большею частью потому, что человек в нем не может воспользоваться плодами преступления. Душевное состояние Раскольникова совершенно отдаляет его от родных и близких: …он стоял, как мертвый; невыносимое внезапное сознание ударило в него, как громом. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли…

В роман Ф. М. Достоевский вводит множество психологических двойников главного героя, рассуждения которых подобны теории Раскольникова. Вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать бесчеловечную мысль, показать ее несостоятельность. Двойниками Раскольникова в романе можно назвать студента в трактире, Петра Петровича Лужина, следователя Порфирия Петровича, Аркадия Ивановича Свидригайлова, Сонечку Мармеладову.

Студент в трактире выстроил ту же теорию, что и Раскольников. Он говорит своему собеседнику об убийстве никому не нужной старухи-процентщицы. Но студент не способен убить, он говорит это лишь для справедливости. Он может лишь рассуждать о том, как ничтожна жизнь старушонки и скольким людям будет легче жить после ее смерти.

Другой двойник, выведенный в романе, – Петр Петрович Лужин. На первый взгляд, кажется, что экономическая идея Лужина не имеет ничего общего с теорией Раскольникова, но в их основе лежит одна и та же мысль: один человек стоит над множеством людей, не подчиняясь общечеловеческим законам. Лужин, как и Раскольников, допускает, что можно переступать через других, но Родион может сделать это ради других, Лужин же – во имя личной выгоды.

Совсем другие отношения складываются у Раскольникова со Свидригайловым, который живет по принципу вседозволенности. Свидригайлов – самый мучительный для Раскольникова двойник. С помощью него Достоевский показывает, что идея главного героя ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности, к нравственному падению человека.

Теории Раскольникова автором противопоставляется христианская любовь к людям и искупление своих и чужих грехов страданием. Идея веры в Бога и духовной чистоты пронизывает все произведение. …Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!.. – так писала Пульхерия Александровна своему сыну. Из этого письма мы узнаем, что представление о творце и искупителе главный герой получил еще в детстве, откуда можно сделать естественный вывод, что где-то в глубине души Раскольникова все же хранятся такие качества, как доброта и милосердие по отношению к людям. Не случайно автором вводятся в роман образы Сони, Дуни, Миколки. Эти герои олицетворяют собой чистоту и безграничное сострадание к окружающим: Соня идет на панель, чтобы прокормить семью, Дуня жертвует собой ради родных, давая согласие выйти замуж за Лужина, Миколка пытается взять на себя чужую вину и пострадать за других. Именно через любовь Сони открывается для Раскольникова мир христианских духовных ценностей и он воскресает к жизни, понимает бессмысленность и чудовищность своей теории.

Нужно отметить, что в романе также выражается гуманизм и самого писателя. Он заключается в сочувствии автора своим героям. Достоевский хочет подтолкнуть читателей на добрые поступки, заставить их оглянуться вокруг, посмотреть, что их окружают не только прекрасные здания, но и несчастные люди, нищие, с разбитыми судьбами. Федор Михайлович очень хорошо обнажил проблемы своей современности, он пытался заставить всех задуматься об окружающей их жизни и о будущем, которое всех ожидает.

Похожие сочинения

  1. Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и Толстого "Война и мир"
    Два величайших писателя, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, почемуто в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его детище - Петербург. Это свое негативное отношение к северной столице они отразили в своих бессмертных произведениях. "Редко...смотреть целиком
  2. Раскрытие образа в романе: Соня Мармеладова и Раскольников
    Наибольший такой вклад сделала Соня Мармеладова. Она помогла герою понять, кто она, а кто он, что ему даёт признание, для чего им нужно жить, помогла душевно воскресить и посмотреть на себя и на других по-другому. Это была хорошенькая девушка лет восемнадцати,...смотреть целиком
  3. Тема "Маленького человека" в романе
    Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный художник, гуманист и демократ, как исследователь человеческих душ. В духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отражение глубинных процессов исторического...смотреть целиком
  4. Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
    Каждое художественное произведение имеет несколько составляющих. Обычно это герои, их действия и место действия. Место действия это та обстановка, где развиваются основные события романа. Описание обстановки является важным средством, с помощью...смотреть целиком
  5. Мое понимание образа Родиона Раскольникова
    Трагедия Родиона Раскольникова. Острейшие конфликты, присущие русской жизни 60-х годов, обусловили трагическое мировосприятие героя романа, раздвоенность его сознания, несогласие, раскол с самим собой (отсюда и фамилия: Раскольников), внутреннее противоборство,...смотреть целиком
  6. Средства изображения внутренней жизни героя в романе «Преступление и наказание»  Новое!
    1. Вступление. Двуплановость повествования в романах Достоевского. 2. Основная часть. Психологизм Достоевского в романе. - Острые сюжетные ходы как средство изображения душевной жизни героя. - Портрет как средство передачи внутреннего облика героя. Первый...смотреть целиком
  7. Каковы причины преступления Раскольникова  Новое!
    В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру,...смотреть целиком