Страница: [ 1 ]  2  

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, «роман-трагедия», как писали о нем критики.
Мир «Преступления и наказания» — это мир Петербурга. Однако в романе, на мой взгляд, присутствуют три ипостаси Петербурга. Петербург, воплощающий силу и власть государства, лишь однажды возникнет на страницах романа. Глядя на Зимний дворец, Раскольников почувствовал «необъяснимый холод», которым веяло от «этой великолепной панорамы». Этому городу нельзя сказать: «Люблю тебя...». В нем нет той живой красоты, которую воспел А. С. Пушкин: ни одетой в мрамор Невы, ни кружева оград. Живой и прекрасный «град Петра» возникнет в сознании Родиона в тот момент, когда он идет на преступление. Этот будущий убийца задумывается об «устройстве фонтанов», призванных «освежить воздух» в страшном городе. Но этот Петербург всего лишь мечта героя.

Истинный же Петербург для автора и его героев — это каменный мешок, мертвый и безликий. Действие романа разворачивается летом, но мы не найдем на его страницах ярких красок, присущих этому времени года. Вонь, грязь, духота царят повсюду: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня... и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу».

Но отвратительны не только улицы и переулки. Не менее ужасны и те «клетки», в которых живут герои романа. В душных и тесных комнатах люди голодают, страдают, в их умах зарождаются страшные преступления. Раскольников живет в каморке «под самой кровлей», похожей на шкаф, а точнее, на гроб. Здесь он задумывается над своей теорией, которая приводит его к убийству. Как позднее герой признается, «квартира много способствовала» тому, что он совершил преступление. Таким образом, Петербург — это не только фон, на котором разворачиваются события, но и символ ненормальной, безнравственной жизни. Человек в этом городе одинок, люди здесь — толпа, ничего не слышащая и не понимающая. Как ярко это выражено в эпизоде гибели Мармеладова! Только что люди «кричали, ахали», но через несколько минут «суета и любопытство» стихли. Кучер был «не очень уныл и испуган»: экипаж принадлежал богатому хозяину. Полицейские были довольны, узнав имя раздавленного: бедняк и горький пьяница.
Преступление против человека — обычное дело в этом городе. Лебезятников избивает Катерину Ивановну, Лужин клевещет на Соню, обвиняя ее в воровстве, старуха-процентщица обирает несчастных бедняков, попавших к ней в лапы. «За нищету, — говорит Мармеладов, — даже не палкой выгоняют, а метлой выметают..., чтобы оскорбительнее было». «Униженным и оскорбленным» нет места в этом городе. Безысходность — вот лейтмотив романа «Преступление и наказание». «Понимаете ли вы..., что значит, когда уже некуда идти!» — восклицает Мармеладов.

Почти в каждом романе Ф. М. Достоевского присутствуют дети. Но в Петербурге нет места счастливому детству: «Там нельзя детьми оставаться. Там семилетний развратен и вор». А Миколка признается, что в этом городе можно найти все, кроме отца и матери.
В описании Петербурга и его обитателей Достоевский использует в основном желтый цвет, но это не цвет солнечного утра или золота осенних листьев. Желтизна в романе «Преступление и наказание» — это символ убогости, нищеты, болезни: дешевый «желтый сахар», ржавая «желтая вода», старые «желтые обои». Этот цвет в описании обстановки гармонирует с болезненной желтизной героев романа. Он присутствует в портретных характеристиках Раскольникова, Мармеладова, Порфирия Петровича. Однако с этим цветом связаны представления не только о физической болезни человека, но и об его психическом разладе с самим собой. Ведь «желтыми домами» в народе издавна называли больницы для душевнобольных. Этот цвет сопровождает героев в самые страшные минуты их жизни: желтые обои в комнате Алены Ивановны, дома, выкрашенные желтой краской, которые видит перед самоубийством Свидригайлов. Кажется, что Петербург — это город, населенный людьми с изломанной психикой, полусумасшедшими.

Что же может спасти людей в этом страшном городе? Ф. М. Достоевский отвечает на этот вопрос образом Сони Мармеладовой. Людям нужны не наполеоны и индивидуалисты, которые возвышаются над ними, а простые человеческие чувства: душевная чистота, самопожертвование, любовь. Петербургская площадь, землю которой Раскольников целует «с наслаждением и счастьем», становится символом раскаяния и возрождения человека.

"Преступление и наказание" иногда называют "петербургским романом". Достоевский, как и герой романа, любил этот город горькой и мучительной любовью и по-своему воспринимал его. Существует выражение "Петербург Достоевского". Это мрачный, больной, сырой и все-таки прекрасный город. Контрасты Петербурга, столицы тогдашней России, рисовали и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов. У Достоевского контрасты эти особенно обострены, что объясняется не только характером его мировосприятия, но и обострением этих контрастов в самой жизни города в 60-70-е годы XIX века, в пору стремительного развития российского капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предместий.
Безотраден, сумрачен городской пейзаж в романе, хотя время действия — лето и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка мы смотрим на летний Петербург: "На улице жара стояла страшная, к тому ж духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши".

Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются в романе лишь как контраст к такому безотрадному изображению. Голодный юноша чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин. На мосту, с которого открывается величественная невская панорама, Раскольников чуть не попал под богатую коляску, и кучер хлестнул его кнутом на потеху прохожим... От того-то ему больше по сердцу нищая Сенная площадь. В этой части Петербурга он чувствует себя своим и находит в ней своеобразную красоту.

Действие романа происходит большей частью на улице. Где-то в переулке у Сенной щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная и полубезумная вдова на улице истекает кровью; на улице застрелился Свидригайлов; на Сенной площади Раскольников пытается всенародно принести покаяние. Эти уличные сцены, нарисованные крупным планом, дополняются мимолетными эпизодами. Они создают фон, на котором развертывается трагичная жизнь Мармеладова, Сонечки, Раскольникова...

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои. Обычно это — доходные дома, столь типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в грязные и вонючие дворы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них — "узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота".

А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи...

Страшной, призрачной представляется нам жизнь, протекающая на этих петербургских улицах, в этих петербургских трущобах. Картины реальной жизни — убийство старухи процентщицы, появление "человека из-под земли", называющего Раскольникова "убивцем", "страшные, отчаян ные вопли с улицы" — похожи на кошмарные грезы безумного. А бредовые видения Раскольникова похожи на реальную действительность.
Среди персонажей, населяющих страницы романа, мы часто встречаем детей. Писателя неотступно преследует мысль об их судьбах, его сердце особенно остро ранят их страдания.




Таков страшный мир нищеты, невыносимых страданий, мир, в котором рождаются полубезумные замыслы Раскольникова.

Однако Петербург в романе Достоевского — это не только город униженных и оскорбленных, но и город людей "деловых", "положительных", промышляющих кто чем может.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков...смотреть целиком
  2. Образ Сони Мармеладовой
    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...смотреть целиком
  3. "Преступление и наказание" — социально-психологический роман
    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...смотреть целиком
  4. Роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в романе «Преступление и наказание»
    Библия в целом и Новый Завет, в частности, занимают совершенно особое место в романе Достоевского «Преступление и наказание». Это произведение по праву считается шедевром даже среди пяти великих романов этого писателя. Он как бы своеобразный эпицентр...смотреть целиком
  5. Сонечка Мармеладова
    «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы узнаем о ней из рассказа Мармеладова. В первый...смотреть целиком
  6. Характеристика образа Лужина Петра Петровича
    Лужин Петр Петрович — тип дельца и «капиталиста». Ему сорок пять лет. Чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Угрюмый и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и...смотреть целиком
  7. ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
    Достоевский - это петербургский писатель. Образ Петербурга присутствует почти в каждом его произведении. Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись "Европейская и Русская цивилизация", что это - город, насильственно построенный,...смотреть целиком